Ярослав Ластовский, франчайзи SPAR: Кто хочет работать – у того все удастся
Ярослав Ластовский, недавно открывший в Ивано-Франковске новенький супермаркет SPAR – предприниматель с опытом. Его магазины теперь находятся во многих регионах на западе Украины – в Ровенской, Тернопольской и Львовской областях. Но для достижения сегодняшнего успеха ему пришлось проделать немалый путь.
В начале пути
Когда-то предприниматель работал в американской компании. Сначала торговым представителем, затем супервайзером и региональным менеджером. Уже хорошо разбирался в торговле, имел немалую базу контактов. Собственно, в Ровенской области его знакомый и рассказал о том, что есть хорошая украинская сеть магазинов Наш Край, которая развивает направление франшизы. «Он познакомил меня с бизнес-моделью, но честно, я сначала колебался», — рассказывает Ярослав Ластовский. Однако приехал в Золочев (где живет до сих пор) и начал присматривать помещение. В конце концов остановился на одном из вариантов и предложил региональному менеджеру сети Наш Край его посмотреть и оценить. Ибо собственно правильный выбор локации — один из ключевых факторов успеха в продуктовом ритейле. “Он приехал, посмотрел, а через неделю перезвонил и говорит, чтобы я точно открывал магазин. А если не решусь, то компания готова взять это помещение и самостоятельно открыть супермаркет”, — вспоминает Ярослав Ластовский.
Именно с этого и началась его предпринимательская деятельность. Правда, поскольку покидать основную работу он не был готов, то понимал, что эффективно параллельно вести бизнес будет сложно. Он нашел партнера. И в 2011 году они открыли первый магазин Наш Край. Через несколько лет появился второй и третий. Поэтому Ярослав Ластовский решил покинуть «наемный труд, чтобы двигаться в соло-бизнес». Собственно, их маленькая сеть начала расти и работает по сей день.
Самостоятельное плавание
В 2020 году Ластовский решил развивать бизнес самостоятельно и присоединился к мировому бренду SPAR. Обе продуктовые сети на условиях франшизы в Украине развивает инвестиционная группа VolWest Group. К слову, Ярослав Ластовский признается, что поначалу не представлял, как работает бизнес на условиях франшизы. “Я скорее рассматривал это как инвестицию: открываешь магазин, ставишь управленца, и на этом все кино завершается. Бизнес работает сам. Но нет, так не работает”, – говорит он. Чем больше собственник вовлечен в операционную деятельность – тем эффективнее будет работать супермаркет. Как минимум, сначала очень важно изучить все процессы, чтобы понимать “точки контроля” и возможные злоупотребления. Когда собственник вовлечен в операционную деятельность – эффективность значительно выше. А решение развиваться дальше под брендом SPAR объясняет просто: по его мнению, это один из лидеров в ритейле Европы.
Преимущества особой модели франчайзинга
К тому же у компании очень интересный подход к работе с франчайзи: можно легко открыть свое дело под известным брендом, но иметь свободу. Так, в мире супермаркеты SPAR тоже отличаются друг от друга даже в пределах одной страны. Ведь франчайзи могут выбирать часть поставщиков среди местных производителей, и это очень удобно. Кстати, именно это помогло супермаркетам SPAR избежать продуктового кризиса в начале войны. Весной прошлого года большие дискаунтеры не могли обеспечить наличие товаров на полках. Им необходимы большие объемы продукции, а крупные поставщики не могли этого делать.
Вместе с тем партнеры-франчайзи SPAR обменивались контактами малых производителей, порой и сами ездили забирать товар. Именно поэтому всей сети удалось обеспечить наличие самых необходимых товаров на полках, и, соответственно, украинцы имели возможность покупать их. Обмен опытом – это еще одно преимущество франшизы, поскольку общение с предпринимателями со всего мира и коллегами в Украине – это бесценно. «Ты получаешь практическую информацию, опыт и контакты, которые ты не добьешься ни за какие деньги», — добавляет Ластовский. К тому же в сети есть товары собственной торговой марки и собственного импорта, которые уникальны.
Также кооперация помогла и во время блекаута, когда партнеры вместе искали поставщиков, обменивались контактами и смогли по выгодным условиям закупить генераторы. Так что фактически супермаркеты не закрывались.
Обучение партнерству
Компания SPAR очень гибкая и, кроме проведения обучения для партнеров и их работников, готова развиваться и открыта к новым идеям. К примеру, Ярослав Ластовский впервые в украинских супермаркетах SPAR запустил пилотный проект со стойкой зелени, которую доращивают в магазине. Он признается, что сначала хотел развивать рынок зелени в Украине, но после тщательного изучения вопроса понял, что это не очень удачная инвестиция. Он нашел производителя, который имеет уникальный вид, скажем салата, а также предлагает систему его доращивания. То есть в магазин попадает зелень, которую ставят в стойку со специальными условиями, и она в прямом смысле этого слова растет в магазине. Когда Ярослав Ластовский поставил стойку в магазине, сначала она произвела wow-эффект и продукцию мгновенно раскупали. Впоследствии это превратилось в фотозону и люди публиковали фотографии на фоне салатов и отмечали локацию. Сейчас продажи можно более или менее анализировать и текущие показатели радуют. Этим проектом уже заинтересовались все партнеры-франчайзи SPAR и планируют его реализовывать и в других городах.
Кстати, Ярослав Ластовский не только открыл немало собственных магазинов, но привел в этот бизнес друзей и бывших коллег. Так, они увидели, что у предпринимателя получается развиваться и начали расспрашивать об условиях. “Я сказал, что кто хочет работать – у того все удастся. И им действительно удалось. Каждый имеет уже несколько магазинов”, — признается владелец.
Беседовала Надежда Козак