Шопинг и зрелищ: как выстроено взаимодействие кинотеатров и ТРЦ

Шопинг и зрелищ: как выстроено взаимодействие кинотеатров и ТРЦ

05.07.2019 08:10
  882
rau

Кинотеатр уже считается таким же обязательным атрибутом качественного торгово-развлекательного центра, как фуд-корт или магазины известных брендов. Но иногда между управляющей компанией и операторами кинозалов возникают недоразумения и несогласования.

Читайте українською

Кинотеатр: самый популярный развлекательный якорный арендатор для ТРЦ, — пишет журнал Commercial Property.  Украинские операторы активно развиваются и не уступают западным сетям в технологичности, но при этом в стране много факторов, тормозящих развитие отрасли. Кто является лидером в кинотеатральном бизнесе Украины и с какими трудностями этот сегмент сталкивается.

По словам Анны Марсовой, руководителя департамента агентских услуг в сфере торговой недвижимости Cushman & Wakefield в Украине, арендаторы, выполняющие функцию edutainment, то есть развлечение и образование, играют ключевую роль в его успешности. Ни один новый молл не обходится без такого арендатора.

Операторы кинотеатров активно развивают сервисную составляющую: дают возможность арендовать кинозал для особенного события, поужинать в кинотеатре, как в ресторане, посмотреть специально отобранные уникальные ленты, театральные постановки и т.д. «Качественный кинотеатр — это магнит для посетителей. Он генерирует трафик, дополняя tenant-mix, оказывает благоприятное влияние на имидж ТРЦ», — подчеркивает значимость таких арендаторов Татьяна Марковская, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International Украина.

Целевая аудитория и зона охвата ТРЦ, его технические характеристики — основные моменты, которые учитываются управляющей компании при принятии решения о размещении кинотеатра в объекте.

«Чем обширнее зона охвата и больше арендуемая площадь – тем критичней наличие кинотеатра», — говорит Анна Марсова. В свою очередь, операторы кинотеатров при анализе оценивают различные составляющие: удобство расположения и логистика, совпадение портрета посетителей ТРЦ с портретом их клиентов, и многое другое.

Кинотеатр Оскар в ТРЦ Smart Plaza Polytech

«Анализ целевой аудитории помогает определить, каким по дизайну должен быть будущий кинотеатр, в каком формате работать, какие технологии в нем будут пользоваться спросом, будет ли кинотеатр включать VIP-опции», — отмечает Ирина Заря, соучредитель и управляющий партнер киносети Оскар. Эти же факторы — локация ТРЦ, трафик, целевая аудитория — влияют на условия аренды.

Как правило, кинотеатры выплачивают стабильную арендную ставку или же процент от оборота, который по данным Cushman & Wakefield в Украине может составлять 8% и выше.

В то же время не все так гладко в отношениях «кинотеатр — ТРЦ». Привязка арендной ставки к курсу доллара для многих сыграла злую шутку после скачка курса в 2013-14 годах. «Огромную часть выручки кинотеатры отдают за аренду. Но увеличить стоимость билета в геометрической прогрессии с ростом курса не представляется возможным — люди просто перестают ходить в кино. Почти все вложения в технологии и аренда зачастую привязаны к курсу валют, а цена билета – нет», — рассказывает Ирина Заря.

По данным оператора Оскар, по состоянию на 1 мая 2019 года в Украине насчитывалось около 600 экранов в более 70 кинотеатрах. В течение последних лет состав игроков претерпел незначительные изменения. По словам Евгений Локтионовой, директора компании UTG, среди громких событий можно назвать закрытие кинотеатров Кинопанорама и Украина, а также открытие Multiplex на смену Одесса Кино в ТРЦ Ривьера в Одессе. Эксперты утверждают, что уходят с рынка, в основном, игроки, не отреагировавшие на изменения потребительских настроений и не предоставившие клиенту новые сервисы и возможности. Таким объектам сложно конкурировать.

«Вместо них открываются новые мини-форматы кинотеатров, более камерные, в первую очередь — в небольших ТРЦ», — описывает тенденции Анна Марсова.

Основными игроками на рынке Украины по-прежнему остаются сети Multiplex, Планета Кино, Баттерфляй, Cinema City, Оскар, Wizoria, Линия Кино.

При этом самые динамичные — Multiplex и Планета Кино. По данным ИА Интерфакс-Украина, сеть Multiplex планируют по результатам нынешнего года расширить количество залов почти на треть — до 166. Кроме того, оператор заявил о планах открыть этим летом два VIP-кинозала на седьмом этаже киевского ЦУМа. По состоянию на июнь текущего года сеть насчитывает 26 кинотеатров в 17 областях Украины.

«В строительстве новых объектов развиваться есть куда, мы всегда ищем новые перспективные площадки. В этом году у нас большая программа постройки, уже два кинотеатра открыли и запустим еще четыре, планируем к концу года располагать 166 залами», — сообщил Виталий Писаренко, генеральный директор Multiplex. По его данным, в настоящее время сеть занимает 40% украинского рынка кинопроката.

Кинотеатр Оскар в ТРЦ Smart Plaza Polytech

Сеть Планета Кино — вторая в Украине по количеству залов (около 50) и на данный момент насчитывает семь кинотеатров в пяти городах Украины. В текущем году оператор открыл три торговых зала RE’LUX в кинотеатре в Одессе и сейчас готовит к запуску объекты в ТРЦ River Mall Киеве и ТРЦ Appolo в Днепре.

Заметным игроком на столичном рынке также является сеть Оскар с тремя кинотеатрами, расположенными в ТРЦ Gulliver, ТРЦ Dream Town и ТРЦ Smart Plaza Polytech. Всего она включает 22 зала, 8 из которых были запущены в ноябре 2018 года. «Если говорить о цифрах, доля трех кинотеатров нашей сети составляет порядка 5% от общих сборов по стране», — констатируют Ирина Заря.

Тем не менее, как отмечает Евгения Локтионова, другие операторы также открывают новые объекты. К примеру, Wizoria подписала договор с ТРЦ Апрель (Киев), а Cinema City готовится к открытию кинотеатра во второй очереди ТРЦ Мегамолл (Винница).

Примерный объем инвестиций в один кинозал составляет $500 000. При этом по оценкам компании Планета Кино, открытие кинотеатра с менее чем пятью залами является экономически невыгодным. «Поэтому девелоперы изначально при проектировании ТРЦ должны предусматривать место для размещения большого кинотеатра», — отмечает Наталья Байдан, генеральный директор сети кинотеатров Планета Кино.

Впрочем, поступления от продажи билетов — основная, но не единственная часть доходов кинотеатров: на ее долю приходится в среднем 60%. Еще 40% генерирует продажи барной и сопутствующей продукции, качественное предложение которой — также часть стратегии киносетей. Например, оператор Планета Кино существенно увеличил долю таких поступлений, установив киномаркеты. «Это удобный способ покупки продукции без очередей», — отмечает Наталья Байдан.

Кинотеатр Multiplex в ЦУМ Киев

Рынок Украины не достаточно насыщен качественными кинозалами по сравнению с другими европейскими странами. Как подчеркивают в сети Планета Кино, особенно остро такая ситуация ощущается в городах с количеством жителей менее 300 000 человек. «Доходы населения не позволяют активно развивать кинотеатральный бизнес в регионах, ведь речь идет о больших инвестициях», — говорит Наталья Байдан.

Тем не менее, данный сегмент имеет все предпосылки к дальнейшему росту. Как он будет развиваться — зависит от нескольких факторов. Компания Colliers International Украина к ключевым факторам, способствующим росту рынка кинотеатров, относит также развитие сектора коммерческой недвижимости, то есть открытие новых качественных объектов с возможностью размещение кинозалов.

Читайте также

Multiplex открывает в Одессе двухуровневый кинотеатр в стиле “футуризма 80-х” (+фото)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка