Слухи о смерти сильно преувеличены: как традиционный ритейл эксплуатирует интернет-магазины
Интернет-магазины не только не убивают физическую торговлю, но и дают ряд преимуществ. Опыт LPP, KarKat Fashion и JYSK Украина.
Тренды последних нескольких лет демонстрируют, что слухи о смерти традиционных магазинов сильно преувеличены , — пишет журнал Commercial Property. Напротив, во всем мире наблюдается эволюционный процесс объединения физической и электронной торговли. «Дитя ХХІ века» — онлайн-коммерция — становится помощником для традиционных магазинов.
Онлайн- и офлайн-торговля прекрасно существуют вместе, дополняя друг друга без прогнозируемого ранее каннибализма. Сейчас большинство ритейлеров, осознав это, делают акцент не на том, где продавать, а как максимально широко представить и реализовать товар, удовлетворив запросы покупателей.
Яркий пример такого подхода – гигант интернет-торговли Amazon, который потратил почти $14 млрд на покупку сети супермаркетов Whole Foods. В противовес этому офлайн-торговцы интенсивно осваивают инструменты электронной коммерции. Например, Topshop, Marks & Spenser и Nike активно двигаются в сторону омниканальности.
Крупные ритейлеры меняют формат магазинов, превращая их в большие шоу-румы, где можно посмотреть товар и при отсутствии размера прямо на месте заказать его в интернете.
«На долю интернет-продаж в JYSK Украина приходится более 10%, этот показатель постоянно растет и будет увеличиваться дальше», – сообщает Евгений Иваница, директор компании.
Подобные тенденции отмечают и другие крупнейшие международные ретейлеры. Например, в компании LPP, развивающей бренды одежды Reserved, Mohito, House, Cropp и Sinsay, наблюдается высокая динамика интернет-продаж, которая ежегодно практически удваивается. Оператор прогнозирует, что к 2021 году достигнет 20% доли онлайн-продаж в общих доходах группы.
Факт роста доли электронной торговли подтверждают даже те компании, которые продвигают товары через сторонние онлайн-ресурсы. Хотя такие ритейлеры наблюдают более медленный прирост доли интернет-продаж. Так, как сообщила Анна Погребная, исполнительный директор компании KarKat Fashion (официальный представитель брендов women’secret, Springfield и Pedro del Hierro в Украине), ритейлер сотрудничает с несколькими маркетплейсами, продающими его товар онлайн. По информации компании, на данный момент доля интернет-сбыта занимает 5% в общих продажах, но в 2019 году планируется увеличить этот показатель до 10%, в том числе за счет открытия собственного монобрендового онлайн-магазина.
В то же время, как отмечают в компании LPP, несмотря на перемены в потребительских подходах и предпочтениях, сценарий вытеснения традиционной торговли электронной коммерцией маловероятен, так как многие покупатели хотят потрогать товар перед его приобретением.
На самом деле, предрекаемое ранее «убийство» традиционной торговли электронной коммерцией не только не происходит, а напротив — оба канала «продают» друг друга. В компании KarKat Fashion отмечают, что отрицательного влияния онлайн-коммерции на физические магазины они не наблюдают. Данный факт подтверждают и другие ритейлеры. «Некоторые клиенты с удовольствием покупают в интернете, но им также нравится смотреть товары на сайте, чтобы в конце концов приобрести их в физическом магазине», — делится опытом вице-президент компании LPP Яцек Куява.
Гармоничное сочетание онлайн- и офлайн-каналов отмечают и в компании JYSK Украина, активно развивающей оба направления. JYSK Украина совершенствует и направление электронной коммерции. Если ранее в Украине товар для интернет-покупателей отбирался на одном из локальных магазинов сети, теперь все онлайн-заказы формируются в распределительном центре в Польше.
«Таким образом мы значительно расширили ассортиментное предложения интернет-площадки за счет товаров других стран, физически не представленных в магазинах Украины, но уже доступные к заказу онлайн», — рассказывает Евгений Иваница.
Большинство ритейлеров сходятся во мнении, что нет необходимости выбирать между электронной и традиционной коммерцией: для успешных продаж должно быть наличием и взаимодействие обоих каналов. «Эти две модели должны дополнять друг друга, и как результат этого клиент сможет получить максимально удобные и выгодные условия сотрудничества с брендами, — отмечает Анна Погребная. — Представленность компании онлайн — дополнительный канал продаж и коммуникации с покупателями. Такая работа позволяет, не инвестируя значительных средств в физические магазины (в том числе избегая постоянных расходов на их содержание), реализовывать товар на всей территории страны. А это самые существенные статьи постоянных затрат: аренда и заработная плата персонала».
Многие потребители сознательно используют omnichannel, рассматривая онлайн-магазин как каталог продукции, а затем делают покупки офлайн. Данный подход к шопингу в последнее время активно применяется в технологии click & collect. Преимущества этой системы заказов через интернет-сайт компании с последующим его получением в одном из физических магазинов подтверждают многие ритейлеры.
В LLP, например, отмечают, что благодаря опции click & collect физическая сеть может выполнять дополнительную функцию, но что более важно – такое решение снижает затраты компании на логистику, то есть доставку товара клиенту на дом.
Желание ритейлеров внедрить услугу click & collect объясняется не только сокращением издержек. Такая система заказов, по опыту JYSK Украина, снижает риски. «При схеме click & collect мы взаимодействуем с покупателем напрямую, а вот доставка товара на дом подразумевает дополнительное звено в цепи продаж. Значит, повышается риск ошибок со стороны подрядчиков, которые так или иначе привлекаются при доставке. Главное, что для потребителя услуга click & collect не только удобнее, но и обходится дешевле. Ведь ему не необязательно делать предоплату при заказе, забрать из магазина можно в любое удобное время, а дополнительные затраты на транспортировку отсутствует», — отмечает Евгений Иваница.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что интернет-магазины не только не убивают физическую торговлю, но и дают ряд преимуществ. Прежде всего, они позволяют охватить более широкую группу покупателей. А потребитель, с другой стороны, с помощью всего лишь нескольких нажатий на экране телефона или компьютера получают доступ ко всему ассортименту ритейлера. Кроме того, онлайн-канал позволяет сравнить цену на продукцию с конкурентами и сделать оптимальный выбор в пользу стоимости или качества, или даже сроков доставки.
Отслеживая действия покупателей в интернете, ритейлеры получают точную аналитику, которая обогащает их знания о рыночных предпочтениях, наличии или отсутствии спроса на тот или иной товар.
Эксперты прогнозируют дальнейшее стирание границ между онлайн и офлайн-торговлей. Причем интернет-коммерция будет становиться еще доступнее благодаря совершенствованию веб-сайтов и мобильных программ, а также за счет покупок через приложения в социальных сетях.
Однако это вовсе не означает, что физические магазины или торговые центры потеряют актуальность. Покупатели хотят качественного и разнообразного шопинга, и для этого физическая торговля выращивает себе помощников в виде умных технологий и онлайн-продаж.
Источник: Commercial Property
Читайте также —
Как магазину начать продавать на Rozetka.ua (пошаговая инструкция)