Алина Киптик, KFC: Решение о возобновлении работы в Украине было инициативой местных партнеров
Как KFC добилось от американского офиса возможности вернуться к работе в Украине, как возобновляли импорт картофеля фри, рады ли возвращению McDonald’s и где откроют 50-й ресторан сети.
KFC работает в Украине по модели франчайзинга: бренд развивают три разных компании, одной из которых является «Тести Фуд». После начала полномасштабной войны россии против Украины, 49 заведений сети прекратили работу, однако ненадолго. Уже 11 апреля компания вернулась к обслуживанию клиентов с запуском первого заведения во Львове, а позже – и в других городах. Редакция The Village Украина пообщалась с франчайзи KFC Алиной Киптик. RAU выбрала из интервью ключевые тезисы.
О сотрудничестве с другими франчази KFC
В Украине бизнес KFC – это франчайзинговый бизнес, его развивают три партнера. Я генеральный директор одного из партнеров, но мы сейчас работаем в команде, потому что строим единый бренд и принимаем решения для одного бренда, а не для отдельных юридических лиц. Юридически это три разных партнера, каждый сам ведет бизнес, но мы вместе строим KFC.
О возобновлении работы
К началу войны у нас было 49 ресторанов по всей Украине. Сегодня работают 43 ресторана. 5 заведений расположены в Харькове, сейчас они не работают. Учитывая обстоятельства, ресторанный бизнес в Харькове сейчас не может работать. Мы ждем, когда снова будет такая возможность.
Еще один неработающий ресторан расположен в одесском ТРЦ Riviera Shopping City, пострадавшем от удара ракеты. Сейчас этот торговый центр в процессе возобновления работы, мы ждем его запуска до конца года. KFC обязательно будет одним из первых, кто возобновит там работу и поддержит ТРЦ. У нас была похожая ситуация с заведением в киевском ТРЦ Retroville, но в прошлом месяце он возобновил работу.
Сейчас мы строим новый ресторан в Одессе, который станет в сети 50-м. Рассматриваем новое развитие в городах, где безопасно.
Когда мы решили возобновить работу заведений, в ресторанах было ноль продуктов, ноль продуктов было и на складах. Потому продукцию нужно было привезти. А импорт ограничен, часть поставщиков в оккупации. Поэтому процесс по логистике и закупке был очень тяжелым.
Об обращении в центральный офис в США
Решение о возобновлении работы в Украине было нашей инициативой, инициативой местных партнеров. Ми подали запрос на центральный офис. Понятно, что в стране идет полномасштабная война, поэтому решение об открытии ресторанов принималось на самом высоком уровне, в Соединенных Штатах. Они иначе оценивают ситуацию, следят за событиями из новостей, поэтому мы должны были стать их глазами в Украине. Мы снимали видео с ресторанов, с улиц, рассказывали о движении транспорта, кто работает, кто не работает. Мы разработали план операционной работы во время воздушной тревоги: что мы будем делать, какие должны быть инструкции. Тогда подготовили обширный пакет информации и выносили им на согласование. Это было непростое решение, но мы смогли это сделать.
Мне кажется, мы одни из первых международных брендов, возобновивших работу в Украине. Позицией центрального офиса было: «Вы можете не работать, мы вас не заставляем». В конце концов это крупная компания с заведениями по всему миру, поэтому рестораны в Украине для них не столь важны. А для Украины каждый бизнес сейчас важен, потому что это поддержка экономики.
О формате деятельности
Мы работаем по договору франшизы: платим роялти за использование торговой марки. Суммы и условия – это конфиденциальная информация. Но могу сказать, что, учитывая ситуацию в Украине, они могут меняться.
Операционно сейчас много работаем с лондонским офисом, глобальная команда очень поддерживает украинский. На украинских работников смотрят с уважением, они готовы делать все, чтобы поддержать как людей, так и бизнес в Украине.
Об импорте и картофеле фри
Украина – пожалуй, один из самых локализованных рынков KFC. В Европе точно. То есть, мы почти ничего не импортировали. То, что импортировали, до войны – это, например, картофель фри. Это может показаться странным, ведь Украина — аграрная страна, где много фермерских хозяйств. Но дело в том, что картофель фри у KFC должен быть особого сорта, для него нужна отдельная технология приготовления. В Украине, к сожалению, таких фабрик не было. Мы несколько раз тестировали образцы, в этом месяце будем еще тестировать образцы локального поставщика. Но пока утвержденного локального производителя нет, поэтому пока использовали импортный картофель.
В то же время во время войны в Украину был ограничен импорт, и это было логично. И в список критического импорта картофель поначалу не попал, что также було ожидаемо. Но мы начали контактировать с министерством экономики, писали им письма, объясняли, что картофель является одним из наших основных продуктов. И наконец нас услышали, где-то через неделю картошку добавили в список. Мы смогли импортировать и возобновить работу.
О локальных поставщиках
У нас почти все производство локализовано. Это значит, что есть цеха по Украине, но некоторые сейчас не работают. Пришлось переключиться на другие, на западе Украины, где сейчас можно работать.
У нас сейчас микс поставщиков пива. Пиво в банках нам дает один производитель, а пиво в кегах – другой. Хотя до войны такого нельзя было вообразить. Просто у одного из поставщиков три завода в Украине, и все они сейчас в оккупации. Потому мы комбинируем, находим решение. Мы хотим поддерживать поставщиков, с которыми мы уже работали. Если кто-то не может работать, находим другие решения для поддержания ассортимента продукции в ресторанах.
О McDonald’s
Мы видим призывы государства к McDonald’s возобновлять работу, это очень логично. С точки зрения экономики это очень логично. Я считаю, что такие призывы должны быть всем международным брендам: чем больше брендов вернется в Украину, тем лучше нам будет в будущем. Да, для нас это будет означать усиление конкуренции, но чем сильнее экономика, тем лучше нам будет в длительной перспективе.
О среднем чеке
Средний чек вырос существенно. В этом есть доля инфляции, но мы со своей стороны стараемся удерживать цены. Мы понимаем, что сейчас все повышают цены, наши поставщики это тоже делают. Изменился курс доллара, подорожало горючее. За время полномасштабной войны мы суммарно подняли цены на 10%.
О KFC в россии
Любой бизнес, продолжающий работать в россии, через налоги финансирует выпускаемые по Украине ракеты. Потому поддерживать это мы не можем. Мы общались с коллегами из разных стран, мы видели реакцию пользователей в соцсетях во многих странах, многие писали: Stop Business In Russia! Это была красная линия по всему миру.
Корпоративные рестораны KFC сразу прекратили работу в россии, компания KFC показала свою позицию. Но так устроен франчайзинг: если речь идет об отдельных франчайзи, этот процесс может замедляться. Ни один крупный бренд ничего не может сделать с франчайзи, поскольку он работает на основе договора, а в договоре нет пункта о расторжении контракта из-за того, что одна страна напала на другую и ведет агрессивную войну. Это отдельная длинная тема, но думаю, что раньше никто не задумывался о таких ситуациях. Думаю, что после этой войны договоры в других франчайзах могут измениться, это может стать прецедентом. Но KFC как компания сделала все, что могла.
Читайте также —