Кино и вирус: насколько упали кассовые сборы в кинотеатрах и как киносети договариваются с ТРЦ
С какими итогами закончили украинские кинотеатры первый рабочий месяц после карантина, какие прогнозы на август и осень, и как проходят переговоры операторов кинотеатров с владельцами торгово-развлекательных центров об аренде и сопутствующих платежах.
Как только 2 июля в Украине смягчили карантинные запреты для кинотеатров, большинство из них после 3,5 месяцев простоя вернулись к работе. Однако зрители все еще не спешат возвращаться в залы, потому на период восстановления бизнес оказался в положении, когда он все еще нуждается в лояльных условиях со стороны арендодателей.
После возобновления работы зрителей пришло в кинотеатры в десять раз меньше. О таком падении посещаемости в комментарии Delo.ua говорит Роман Романчук, СЕО Multiplex — крупнейшей сети кинотеатров Украины (24 кинотеатра в 12-ти городах). Более оптимистичная оценка ситуации у Дмитрия Деркача, совладельца Планеты кино. По его словам, посещаемость кинотеатров раза в три ниже, чем в июле прошлого года.
В целом же, в июле этого года ситуация на украинском рынке кинопроката очень тяжелая. Всего за июль (со 2 по 29 июля) украинские кинотеатры собрали в кассу 21,7 млн грн и продали 229 600 билетов. Это только 9,6% от июльской кассы аналогичного периода прошлого года: в 10 раз меньше. При этом надо учитывать, что лето всегда было низким сезоном для кинотеатрального бизнеса.
«Мы сейчас работаем по сценарию, который находится в блоке «пессимистичный», но чуть-чуть лучше, чем «самый пессимистичный», — говорит Роман Романчук. По оценке топ-менеджера, товарооборот сети упал на 80-90% по сравнению с июлем прошлого года. Хотя для операторов рынка такой итог не оказался неожиданным. «Мы ожидали, что все будет плохо, будет мало зрителей. Понято, что новых фильмов нет, а люди редко идут в кино, когда им не подходит выбор фильмов», — замечает Дмитрий Деркач.
Минимальная база
По данным консалтинговой компании UTG, сейчас арендные ставки для кинотеатров варьируются от $3 до $17/кв. м/ месяц (без учета НДС и эксплуатационных расходов) в зависимости от города, — пишет Commercial Propperty. Эта сумма, говорит Евгения Локтионова, директор компании UTG, является минимальной базой. Основной же доход арендодателю приносит процент от товарооборота кинотеатра. «При таких условиях сотрудничества сложно говорить о скидках», – говорит она. Но и отмечает, что в менее устойчивых торговых центрах арендодатель, скорее всего, пойдет на уступки, а вот от более успешных ТРЦ такого шага ожидать не стоит.
Игроки рынка кинотеатров подтвердили, что ведут переговоры с арендодателями. «Надеемся, что достигнем взаимопонимания, ведь сейчас наша работа ограничена», – говорит Ирина Заря, владелица киносети Оскар, в которую входит три объекта в Киеве.
«На тот период, когда не работали, мы несли значительно меньшие убытки, чем те, что будем нести сейчас», — считает Сергей Зленко, совладелец столичного кинотеатра Boomer. По его оценке, кинотеатр в июле этого года сработал в 5,5 раз хуже, чем в июле прошлого. И если во время карантина кинотеатр, оформив простой, получал помощь от государства по выплатам персоналу, а теперь, в связи с началом работы, такую помощь получать уже не будет. «Также на время карантина Arricano, собственники торгового центра РайON, в котором расположен кинотеатр, предоставляли нам большую скидку на аренду, какой тоже уже не будет после начала работы. Фактически кинотеатральный бизнес имеет 100% расходов при падении доходов в 6-10 раз», — отметил Сергей Зленко.
Выживание
Пока четких прогнозов о том, что будет с кинотеатрами осенью и зимой, игроки рынка не дают. Объясняют это отсутствием необходимых данных. А это прежде всего — каким будет репертуар, а точнее — будут ли премьеры голливудских блокбастеров в ближайшее время.
Всю весну и начало лета голливудские продюсеры постоянно переносили даты премьер двух ожидаемых блокбастеров «Довод» Кристофера Нолана и «Мулан» Ники Каро, в последствии переносы продолжаются. «К сожалению, все громкие премьеры перенесены. Мы очень сильно зависим от ситуации в США, Китае, Великобритании. Студии ориентируются на крупные страны и на количество кинотеатров, которые вернулись к режиму нормальной работы», — объясняет Дмитрий Деркач.
Но проблема заполняемости залов заключается не только в отсутствии громких премьер и страха у части людей к общественным местам. Причина также в действующих ограничениях, при которых разрешена лишь 50% загрузка кинотеатров. В сети Оскар отмечают, что минимальная выгодная заполняемость залов для кинотеатров – не менее 70% на вечерних сеансах.
Кроме того, у кинотеатров существенно увеличиваются дополнительные расходы – на обеспечение сотрудников средствами защиты, дезинфекцию, дополнительную уборку.
Рынку кинотеатров Украины прогнозируют тяжелый период восстановления, который будет зависеть от двух основных факторов. Первый из них – развитие ситуации с пандемией коронавируса. Если не будет второй волна карантина, рынок может стабилизироваться к зиме – такие прогнозы дает Дмитрий Деркач. «Могу сказать, что всем будет очень тяжело следующие 3-5 месяцев», — говорит он.
Второй фактор, влияющий на восстановление рынка кинотеатров, – это дальнейший выход новых премьер. Учитывая перерыв в работе киностудий из-за пандемии, киносети столкнутся с нехваткой громких кассовых фильмов и дальше. «Часть блокбастеров уже перенесена на конец 2020-й и 2021-й. А качественный контент – главное условие посещаемости кинотеатров», – говорит Ирина Заря.
Выживание – так можно описать планы кинотеатров на ближайшее время. Но работу возобновят не все. Евгения Локтионова отметила, что за несколько недель рынок увидит, какие кинотеатры так и не открылись после смягчения карантина. «Их арендодатели, а именно торгово-развлекательные центры, уже ищут замену», – рассказала она.
Читайте также —
В одной лодке: как вели себя ТРЦ с арендаторами в период карантина и после него