Массовый обвал: как сократились продажи ритейлеров и чего ждать дальше
От карантина в Украине пострадали не только торговые сети, вынужденные приостановить работу. Падение продаж фиксируют и продуктовые, drogerie-ритейлеры, АЗС, магазины электроники.
Директор консалтинговой компании Retail&Development Advisor Таисия Литовченко в колонке для портала НВ Бизнес рассказала насколько существенно сократились продажи украинских ритейлеров в период карантина и к каким последствиям может привести нынешняя ситуация для сферы розничной торговли.
Пандемия коронавируса стала глобальным вызовом для всего человечества. Вслед за быстрым распространением эпидемии в разных странах и введением жестких карантинных ограничений, мир входит в новый глобальный кризис. Его последствия уже ощутили на себе сферы туризма, розничной торговли и девелопмента. В том числе и в Украине.
После введения в стране жестких ограничений, вынужденно приостановили работу десятки тысяч торговых точек и заведений общепита. Большая часть их сотрудников отправилась в неоплачиваемые отпуска, а их арендодатели остались без арендного дохода. Однако существенно просели даже те ритейлеры, которые продолжают работу в период карантина.
Мы работаем с крупнейшими ритейлерами страны — во всех регионах Украины и сегментах торговли. В последние недели аналитики компании собирали данные от розничных сетей относительно динамики их продаж в период карантина, и эти данные оказались неутешительными.
Крупнейшие сети супермаркетов констатируют, что в период карантина их товарооборот сократился, несмотря на ажиотажный спрос в первые дни после введения ограничений.
Даже наиболее успешные игроки отмечают, что в лучшем случае продажи год к году в гривневом эквиваленте находятся на уровне прошлого года. С учетом инфляции это означает спад продаж в натуральном выражении.
При этом в некоторых магазинах, особенно расположенных в ТРЦ или далеко от жилых районов, снижение товарооборота колеблется в диапазоне от 15% до 70%. Существенно просели и торговые точки, расположенные в местах с высоким трафиком — на вокзалах и ранее оживленных улицах. Они потеряли от 50% до 80% товарооборота. Впрочем, в сегменте магазинов у дома также наблюдается спад. Несмотря на небольшой рост среднего чека, количество транзакций у отдельных операторов этого сегмента снизилось более чем на треть.
Немного лучше ситуация у дискаунтеров, формат которых предусматривает продажу товаров по ценам ниже среднерыночных. После объявления карантина их продажи начали расти, особенно в категории соцтоваров. Однако положительная динамика наблюдалась лишь до 23 марта. После введения ограничений на посещение магазинов произошло падение и отрицательный тренд усиливается.
Негативная динамика продаж не удивительна: с одной стороны, потребители закупили продукты наперед, с другой — население уже начало экономить в условиях полной или частичной потери доходов.
А доходы действительно потеряли многие. Посудите сами, в стране перестали работать все рынки и торговые центры, магазины одежды, обуви, спортивных товаров, ювелирной продукции. И многие компании не могут обеспечить сотрудников 100% зарплатой в период простоя. Частично продолжают работать магазины электроники, хозяйственных товаров, drogerie, АЗС, однако и они потеряли значительную часть оборота.
К примеру, одна из крупнейших в стране сетей АЗС в марте зафиксировала спад продаж бензина почти на 30% и прогнозирует ухудшение ситуации в апреле — до 50%.
Сети магазинов бытовой техники и электроники, по данным GfK, уже в первую неделю карантина в среднем потеряли 54% продаж.
В сегменте drogerie магазины в спальных районах демонстрируют падение оборота на 30−40%, а торговые точки возле метро потеряли от 50% и более. При этом самая продаваемая у них продукция на сегодняшний день — бытовые товары и личная гигиена. Тогда как до карантина львиную долю в обороте составляла декоративная косметика, крема, парфюмы и средства по уходу за волосами. При этом продажи косметики и электроники, по информации ритейлеров, увеличились в онлайне. Однако этот рост был не таким значительным — всего 5% и 20% соответственно.
Переориентировать продажи на онлайн и доставку пытаются и в ресторанной сфере. Однако даже значительный рост по этому направлению не перекрывает потерю посетителей в стационарных заведениях.
Даже те операторы общепита, которые быстро начали продавать в онлайне, потеряли до 70% продаж и более. Чуть меньше пострадали заведения, которые были ориентированы на онлайн ранее, однако они также констатируют спад. При этом участники рынка ожидают дальнейшего уменьшения товарооборота в ближайшее время.
Следует отметить, что практически все работающие магазины, помимо операторов аптечных сетей, в условиях снижения продаж ведут переговоры с арендодателями о скидках.
В более благоприятных условиях находятся ритейлеры с собственными помещениями. Однако и они в нынешних обстоятельствах не исключают оптимизацию бизнеса, вплоть до закрытия убыточных торговых точек и сокращения персонала.
Что касается арендодателей, то в вопросе предоставления скидок они намного более охотно идут на уступки. Все понимают, что в этот период найти другого арендатора на локацию по прежней стоимости будет практически невозможно.
Таким образом, мы можем говорить, что рынок арендодателя сменяется рынком арендатора. Именно последний теперь может диктовать свои условия в переговорах.
Прогнозировать как долго продлится этот период сейчас не возьмется никто. Слишком многое зависит от динамики распространения коронавируса, сроков окончания карантина, глубины глобального экономического кризиса и темпов восстановления экономики. При самых оптимистических раскладах, при отмене карантина с мая и получении Украиной нового транша от МВФ, рынок будет волотильно восстанавливаться в течение года.
Автор: Таисия Литовченко, директор консалтинговой компании Retail&Development Advisor
Читайте также —
Падение до 30%: как изменятся арендные ставки в ТРЦ после окончания карантина