Исследование ICSC: Торговые центры Украины в интернете
Исследовательская группа Международного совета торговых центров (ICSC) изучила: как украинские торговые центры представлены в интернете, сайты каких объектов наиболее популярны и как посещаемость сайтов коррелируется в зависимости от региона и размера ТЦ.
На прошедшем в Киеве Retail & Development Business Expo 2018 коммерческий директор компании Budhouse Group и по совместительству глава национального комитета Международного совета торговых центров (ICSC) Максим Гаврюшин презентовал исследование «Торговые центры Украины в продуктах Google». В исследовании ICSC, над которым работали сотрудники Budhouse Group, Ukrainian Research Bureau, Google Украина, CBRE и Cushman&Wakefield, анализировалось наличие веб-сайтов торговых центров, их посещаемость и среднее время пребывания пользователей, изменение поискового интереса к торговым объектам и другие показатели. RAU предлагает читателям ознакомиться с исследованием более подробно.
По информации ICSC, по состоянию на начало 2018 года в Украине работало 290 профессиональных торговых центров суммарной площадью 4,86 млн кв. м. За год количество профессиональных ТЦ не изменилось. При этом своим сайтом с хотя бы одной web-страницей располагали 185 торговых центров, полноценный сайт есть у 137 ТЦ.
Хорошая оценка
Исследователи также обратили внимание, сколько торговых объектов имеют Google-оценку пользователей. Эту оценку от 1 до 5 баллов может проставить любой пользователь Google, вбивающий в поисковике тот или иной ТЦ. В результате пользователи Google могут видеть среднюю оценку объекта и количество проголосовавших. Выяснилось, что оценка Google есть у подавляющего большинства (266) торговых объектов Украины. При этом средняя оценка всех ТЦ составляет 4,15 балла. По мнению аналитиков, это достаточно неплохой результат, учитывая максимально возможную оценку в 5 баллов. В разрезе регионов, наивысшая средняя оценка Google у торговых центров Центральной Украины, а наименьшая — на востоке страны.
Наилучшие оценки Google, как правило, у больших ТЦ — площадью от 40 000 кв. м и выше. Самые низкие оценки в Украине у малых торговых центров.
Самые высокие оценки Google от потребителей получили торговые центры Lubava (Черкассы), Blockbuster (Киев) и львовский Forum Lviv. В пятерку вошли харьковский ТЦ Французский бульвар и львовский King Kross Leopolis. По словам Максима Гаврюшина, отсутствие среди лидеров крупных столичных торговых центров можно объяснить большим количество оценок пользователей — в такой ситуации выдержать высокую среднюю оценку сложнее.
Размер имеет значение
Исследовательская группа изучила посещаемость украинских торговых центров, использовав данные сервиса SimilarWeb. Глава Исследовательской группы ICSC в Украине (Ukrainian Research Bureau) Дмитрий Топольсков так прокомментировал это решение: «Google Analytics является наиболее распространенным инструментом оценки посещаемости сайта. Однако из-за того, что такая информация является конфиденциальной и предоставляется только владельцам сайтов, Google Analytics не мог быть использован для наших исследовательских целей. При этом SimilarWeb, хотя и не может похвастаться такой точностью, позволяет сравнить посещаемость интересующих сайтов по унифицированной методике. Поэтому SimilarWeb и был избран в качестве рабочего инструмента для оценки посещаемости сайтов».
Выяснилось, что средняя посещаемость всех ТЦ Украины в 2017 году составила около 25 000 визитов в месяц. Наиболее посещаемые веб-сайты принадлежат торговым центрам, которые находятся в Киеве и в Западной Украине, а наименее посещаемые сайты у ТЦ, расположенных в центральном регионе.
Аналитики также обратили внимание на то, что посещаемость сайта ТЦ напрямую зависит от размера торгового объекта. Средние, малые и специализированные ТЦ в разы отстают по этому показателю от больших торговых центров, средняя посещаемость которых превышает 86 000 в месяц.
Самые посещаемые веб-сайты, что не удивительно, у торговых центров, расположенных в столице и городах-миллионниках. Лидером по посещаемости в прошлом году стал столичный ТЦ Dream Town. В пятерку лучших по этом показателю попали столичные Ocean Plaza и Gulliver, а также днепровский и харьковский Караван.
Учитывая, что торговым центрам в небольших городах практически невозможно тягаться с огромной столицей, исследователи также проанализировали посещаемость веб-сайта ТЦ с учетом количества жителей города, в котором он расположен. В этом рейтинге лидерство с большим отрывом взял броварской ТЦ Терминал, что во многом обусловлено его близостью к Киеву. В ТОП-5 попали ЦУМ (Каменское) и торговые центры Муссон (Севастополь), Fabrika (Херсон), Подоляни (Тернополь).
Специалисты по удержанию
Кроме посещаемости, исследовательская группа ICSC изучила и другой ключевой показатель — среднее время пребывания пользователя на сайте. Выяснилось, что среднее время пребывания на сайтах украинских ТЦ — 1 минута 15 секунд. При этом дольше всего удерживают пользователей на сайтах своих ТЦ специализированные торговые объекты. Среднее время пребывания на сайтах лидеров рейтинга — полтавского ТЦ Конкорд и столичного ТЦ Диамант — превышает 4 минуты. Впрочем, и крупные торговые центры могут похвастаться долгим пребыванием пользователей на их веб-сайтах. В ТОП-5 представлены столичный Dream Town и львовский Victoria Gardens.
«Результаты, которые мы получили в рамках исследования ICSC Торговые центры Украины в продуктах Google показывают, что большинство торговых центров на достаточном уровне взаимодействуют со своей целевой аудиторией через интернет, включая поисковую систему Google и программные приложения. Тот факт, что около 266 торговых объектов Украины имеют Google-оценку и при этом средняя оценка достигает 4,15 балла из 5 максимальных, говорит нам о высоком интересе посетителей ТРЦ к объектам. Такая тенденция свидетельствует о развитии стратегии digital- маркетинга на торговом рынке Украины, что должно положительно повлиять на культуру взаимодействия продавца и покупателя», — прокомментировала руководитель направления аналитики CBRE Ukraine Кира Пругло.
Поиск в сети
Помимо этого, специалисты Google проанализировали какие торговые объекты в 2017 году украинцы чаще всего искали в поисковике. По данным компании, наибольший поисковый интерес к торговых площадкам проявляют пользователи крупных городов: Киева, Днепра, Харькова, Одессы, Львова и Запорожья. В общем объеме поисковых запросов они занимают почти половину.
Что любопытно, большинство поисковых запросов украинских пользователей касается непосредственно торговых сетей или брендов. А вот отдельные торговые центры украинцы ищут в Google реже. Среди лидеров по запросам в поисковике торговые сети Эпицентр К, АШАН и Таврия В, а также столичные торговые центры Dream Town, Lavina Mall и GLOBUS.
В Google обращают внимание на то, что намного чаще украинцы ищут в интернете онлайн-ритейлеров, нежели классическую розницу и торговые центры. Количество поисковых запросов в отношении интернет-магазинов в разы превышает аналогичный показатель по офлайн-ритейлерам и торговым центрам. В то же время, аналитики Google отмечают, что существенно растут поисковые запросы у тех компаний, которые активно движутся в онлайн. Яркий тому пример — Эпицентр К, который в 2016 году запустил свой интернет-магазин 27.ua.
Анализ динамики роста поисковых запросов в 2017 году показал, что больше всего за прошедший год выросла заинтересованность интернет-пользователей в торговых центрах Киева Lavina Mall и GLOBUS. При этом снизилось количество поисковых запросов в отношении таких крупных торговых центров как Sky Mall, Gulliver и Ocean Plaza.
Что же касается распределения поискового интереса к торговым центрам в Украине исходя из типов устройств, то по данным Google, большую долю в стране по-прежнему занимают десктопы. В то же время, доля поисковых запросов с мобильных устройств в 2017 году продолжала активно расти и составила 44%, увеличившись на 8 процентных пункта по сравнению с 2016 годом.
Читайте также —
Спецпроект: Аналіз торгівельної нерухомості в регіонах України