Роботы наступают: как инновационные технологии трансформируют ритейл
Искусственный интеллект, роботы на складах, дроны-беспилотники, сервисы возврата денег — ключевые тренды, меняющие современный ритейл с невероятной скоростью.
Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее инновационных. Поведение покупателей меняется стремительно, технологии не стоят на месте, и чтобы быть конкурентоспособными, ритейлеры вынуждены ускорять темпы цифровизации. Екатерина Донцова (Солягина), операционный директор кэшбэк-сервиса Backit, подготовила колонку для New-Retail о ключевых трендах в ритейле. RAU публикует адаптированный материал.
Согласно исследованию, проведенному PricewaterhouseCoopers и Redis Business Class при поддержке Microsoft, 41% ритейлеров уже находятся в процессе цифровой трансформации, а еще 16% планируют начать ее реализацию в ближайший год.
Роботы и искусственный интеллект
Ужесточение конкуренции в ритейле выступает драйвером использования искусственного интеллекта. Эффективность роботизации очевидна: сокращение расходов на персонал, увеличение скорости выполнения операций, исключение ошибок при обработке товара. Как результат – улучшение качества сервиса и повышение доходов.
Главными сферами для роботизации стали логистика и складской учет. Самый яркий пример – компания Amazon со складами, где ежедневно сотни тысяч роботов-погрузчиков выполняют миллионы заказов. Они подхватывают стеллажи с товарами и подвозят их к операторам, которые достают нужные предметы из ячеек. При этом машины ездят в ограниченном пространстве, не сталкиваясь: роботы согласуют свои маршруты друг с другом.
Помимо Amazon роботов на складах уже активно используют и другие крупные игроки, например, Alibaba, Ocado, IKEA, Uniqlo. Благодаря роботам ритейлеры автоматизируют и контроль полок: выкладку, отслеживание заполнения, соответствие товара ценнику.
К примеру, в немецкой сети магазинов одежды Adler роботы занимаются учетом вещей на складах и в торговых залах. Каждую ночь они сканируют RFID-метки на товарах на полках и составляют точный отчет о запасах. Робот сканирует метки в десять раз быстрее, чем это делает человек, а в долгосрочной перспективе позволяет сократить расходы за счет отказа от ночных оплачиваемых смен сотрудников.
Онлайн-торговля набирает обороты
Если говорить о темпах цифровизации, то здесь безусловным лидером пока остается отрасль интернет-торговли, которая активно развивается и наращивает объемы. Потребителей привлекает в e-commerce широкий ассортимент, выгодные цены и удобство. Рост числа покупок с мобильных устройств — одна из главных тенденций онлайн-торговли, которая порождает новую волну конкуренции. В борьбе за покупателя интернет-магазины придумывают разнообразные акции и скидки.
Одна из ведущих торговых площадок мира AliExpress предлагает пользователям постоянную скидку до 5% при условии, что покупка будет совершена в приложении.
Все большую популярность приобретают кэшбэк-сервисы – для покупателей важна сама возможность выгоднее купить — максимальная польза за минимальную цену. Люди стали бережнее относиться к своим финансам и даже товары ежедневного спроса стараются покупать с дополнительной выгодой. Поэтому наличие кэшбэк-сервиса в формате приложения становится дополнительной мотивацией, чтобы человек стал постоянным покупателем.
Летающие доставщики
С ростом онлайн-торговли развивается еще одно перспективное направление для роботизации – доставка. Сегодня онлайн-ритейлеры по всему миру ищут способы сделать ее дешевле и быстрее. Искусственный интеллект уже повсеместно используется для расчета оптимальных маршрутов и прогнозирования спроса на товары и загруженности транспорта.
Все большей популярностью начинают пользоваться дроны-беспилотники. Первопроходцем здесь выступает Amazon, который тестирует пилотный проект: сотрудник загружает заказ в беспилотник, и через какое-то время он приземляется во дворе покупателя. Uber Technologies Inc. планирует к 2021 году запустить в США сервис по доставке еды дронами.
Главное, к чему предстоит готовиться, – магазины будут знать каждого в лицо. Благодаря технологиям разспознавания лиц, покупателей можно будет идентифицировать прямо на входе в магазин, а оплату за покупки списывать с его карты. В США уже давно успешно работает первый крупный магазин без касс и продавцов, построенный по схожему принципу, − Amazon Go.
Вполне вероятно, в ближайшем будущем изменятся и технологии доставки. Так, Илон Маск предлагает построить вакуумный поезд (hyperloop), в котором транспортные капсулы с товарами будут лететь со скоростью до 1000–1200 км/ч. А все тот же Amazon планирует вскоре запустить Amazon Scout – робота, который будет ездить от дома к дому и привозить заказанные продукты.
Читайте также —