IKEA после Кампрада: Маленькие магазины, интернет и открытия в Украине

IKEA после Кампрада: Маленькие магазины, интернет и открытия в Украине

19.07.2019 08:10
  151
rau

Как трансформируется одна из самых известных компаний XX века и чего ждет в Украине

Читайте українською

Мебельный гигант IKEA стал бизнес-легендой много десятилетий назад. Он входит в топ-50 самых дорогих брендов мира по оценке в $15,3 млрд по версии Forbes. Состояние основателя компании Ингвара Кампрада оценивался в $58,7 млрд, благодаря чему он был восьмым номером в рейтинге миллиардеров Bloomberg и самым богатым бизнесменом Швеции.

Кампрад ушел из жизни 28 января 2018, до последнего не оставляя компанию несмотря на обещания «отойти от дел и работать меньше». А IKEA продолжает жить по его принципам. Или нет?

Вперед и вверх

Стоит отметить, что с 1982 года IKEA де-юре является группой компаний со сложной структурой, о составе и взаимосвязи внутри которой впервые официально объявили только в 2012-м. И, так или иначе, такое решение повлияло на финансовый успех бизнеса.

Последнее десятилетие доходы IKEA растут, пусть иногда и с минимальной динамикой. По результатам 2017-го финансового года у компании было свыше 350 магазинов по всему миру. Розничные продажи ритейлера достигли 34,1 млрд евро (+ 3,8% за год), а прибыль группы выросла на 1,7% — до 3,66 млрд евро.

В следующем финансовом году, который компания заканчивала уже без Кампрада, рост продолжился. За этот период в мире открылось 19 новых магазинов, в том числе и первый на территории Индии. При этом в годовом отчете компания декларирует намерения расшириться до 25-ти магазинов на индийском рынке до 2025 года. Также IKEA продолжила экспансию в Великобритании, США, на Ближнем Востоке и в Азии.

В течение 2018 финансового года IKEA заработала 38,8 млрд евро. Онлайн-продажи увеличились на 45%.

А вот доход до уплаты налогов снизился более чем на треть — до 2,1 млрд евро. Такой дисбаланс объясняется тем, что компания в течение года делала немалые инвестиции, достигших 2,8 млрд евро. В первую очередь деньги пошли на строительство 14-ти логистических центров для интернет-подразделений, покупку ветряных электростанций в Португалии и Финляндии, а также другие инновации.

Инвестиции в инновации

Собственно, IKEA генерировала инновационные решения на протяжении всей своей истории: сам формат магазинов и рестораны для их посетителей, продажа мебели, которую нужно собирать самому, фирменные каталоги, первый из которых вышел в 1951 году. К слову, и интернет-магазин компания запустила еще задолго то того, как это стало мейнстримом, в далеком 2000 году.

А теперь мебельная империя решила сосредоточиться на онлайн-торговле всерьез. Незадолго до публикации отчета за 2018 финансовый год IKEA объявила о масштабных сокращениях персонала, а также о планах развивать интернет-направление и сосредоточиться на магазинах формата city-store.

По последней статистике, в течение года оффлайновые магазины IKEA имеют 957 млн ​​посещений, тогда как онлайновые – 2,5 млрд.

Это вполне созвучно с основными принципами компании, которые Ингвар Кампрад сформулировал еще в 1976 году в своем «Завещании торговца мебелью». Кроме стремления предоставлять клиентам как можно более низкие цены, оставляя функциональность и качество на высшем уровне, там декларируется и принцип искать дешевые решения, ведь «дорогое решение любой проблемы обычно является работой посредственности». А интернет-продажи как раз и есть дешевое решение.

Кроме того, инвестиции IKEA не ограничились альтернативной энергетикой. Так, в сентябре 2018 года компания приобрела успешный американский стартап TaskRabbit, разработавший сервис для поиска исполнителей разнообразных задач: от выгула собак до курьерской доставки документов.

А в мае этого года венчурное подразделение холдинга вместе с другими инвесторами приобрело миноритарную долю в индийском стартапе Livspace, что помогает пользователям создавать и визуализировать дизайн интерьеров. В обоих случаях сумма сделки не разглашается, однако, по оценкам Economic Times, доля ритейлера в Livspace могла стоить примерно $10-15 млн.

В то же время ритейлер действует и в других направлениях. Например, в 2020 году в Японии стартуют продажи роботизированной мебели-трансформеров для маленьких комнат, созданных в коллаборации с американским стартапом Ori Living. А в июне этого года IKEA представила коллекцию товаров из переработанного океанического мусора. Компания декларирует намерение постепенно перейти к производству из переработанных материалов, а вещи из хлама, выловленного в Средиземном море, начнут продаваться в итальянских и испанских магазинах бренда уже этой осенью.

Долгая дорога в Украину

IKEA не прекращает активную международную экспансию и ищет новые рынки сбыта. Как уже упоминалось, большие планы у компании по Индии. В ближайшее время планируется расширение в Южную Америку: в течение 10 лет ритейлер планирует запустить девять магазинов в регионе, в первую очередь, в Перу, Чили и Колумбии.

В конце июня в Румынии открылась вторая IKEA, при этом магазин в Бухаресте стал крупнейшим в Юго-Восточной Европе, а руководство компании объявило о намерениях иметь девять магазинов в этой стране, инвестировав в развитие румынской сети 500 млн евро.

А вот с украинским направлением все гораздо сложнее. С одной стороны, бренд IKEA зарегистрирован в Украине еще в 1994 году. А с другой — новости об открытии первого магазина появляются уже не в первый раз, но без конкретного результата.

Например, в 2005 году стало известно о планах построить первый большой магазин IKEA между Киевом и Борисполем и возможных инвестициях в $1 млрд. Но планы так и остались на бумаге. А через пять лет компания вообще распродала все свои украинские активы.

В конце 2017 года на рынке снова распространились слухи об «очередном пришествии IKEA», а затем появилось и официальное заявление с подтверждением планов. Но по-прежнему представители компании озвучивали минимум информации, рассказывая, что: «на данный момент IKEA изучает варианты благоприятной бизнес-модели, которая позволила бы компании реализовать планы в Киеве уже в течение одного-двух лет. Решение о дальнейших шагах будет принято с учетом результатов исследования рынка и предпочтений украинских потребителей «.

В 2018 году ритейлер начал набирать персонал для первого киевского магазина. Выяснилось, что речь идет не о полноформатной «загородной» IKEA, а о небольшом магазине в формате city-store, который должен расположиться в новом ТРЦ Ocean Mall.

Но с локацией в очередной раз не сложилось. Из-за задержки строительства и ввода в эксплуатацию торгового центра шведскому мебельному гиганту снова пришлось пересмотреть планы. Тогда в пресс-службе IKEA отметили, что компания рассматривает альтернативные опции, которые «позволят выйти на украинский рынок в кратчайшие сроки». Однако уже понятно, что речь точно идет о миниатюрном городском формате.

Новый формат

Отметим, что эксперименты с уходом от огромных магазинов на несколько десятков тысяч квадратных метров за пределами крупных городов ритейлер начал несколько лет назад. В частности, в 2014 году в центре немецкого Гамбурга открылся пилотный и в то время самый маленький в сети магазин «всего» на 18 000 кв. м, в который было вложено 80 млн евро. После этого торговые точки в новом компактном формате начали появляться в других европейских городах. Так, в 2017 году миниатюрные IKEA площадью от 900 до 5000 кв. м открылись в Испании и Швеции, позже — в Польше.

Весной 2019 года американская мини-IKEA запустилась в Нью-Йорке. А компания заявила, что планирует в ближайшее время открыть минимум 30 таких торговых точек в США, сосредоточивая внимание на таких городах как Вашингтон, Чикаго, Сан-Франциско и т.д.

Такие планы ритейлер объясняет тем, что находится в процессе трансформации, уделяя большое внимание клиентам и их потребностям. Ведь в городских магазинах акцент делается не столько на большом ассортименте, когда большинство наименований доступно для онлайн-заказа, а на том, чтобы подобрать оптимальное решение для каждого покупателя. В том числе и с помощью диджитал-инструментов.

Очередное открытие IKEA в Киеве запланировано на конец 2019 года. Скорее всего, магазин будет расположен в ТРЦ Blockbuster Mall, который принадлежит Мандарин Плаза Групп Вагифа Алиева. Однако публично компания эту информацию не подтверждает и не опровергает.

А букмекерам, похоже, пора принимать ставки на то, произойдет эпохальное открытие, которое эксперты называют позитивным сигналом для инвестиционной привлекательности страны, к новому году, или снова «не сложится».

Источник investory.news

Читайте также —

Лед тронулся: как IKEA 13 лет в Украину выходила


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка