Игорь Ференц, Свій Маркет: менеджеры должны были «держать за руки» кассиров и уговаривать их не ехать в соседнюю Польшу

Игорь Ференц, Свій Маркет: менеджеры должны были «держать за руки» кассиров и уговаривать их не ехать в соседнюю Польшу

12.08.2022 09:00
  649
Костянтин Симоненко

Расположение магазинов во Львовской области отнюдь не гарантирует отсутствие проблем в работе ритейла. Директор по развитию локальной сети Свій Маркет на примерах показывает, на что пришлось пойти, чтобы обеспечить полки магазинов необходимым ассортиментом и какие шаги делают в сети, чтобы продолжать работать.

Читайте українською

Компания ООО «Ритейл Украина», развивающая сеть Свій Маркет в формате convenience store, за последние шесть лет стала одним из лидеров сегмента продовольственных мини-маркетов во Львове и Львовской области. Все 53 магазина Свій Маркет находятся в одном из самых безопасных регионов Украины. Однако если до полномасштабного вторжения россии в Украину сеть активно развивалась, то теперь, как рассказал директор по развитию Свій Маркет Игорь Ференц, в ходе RAU-вебинара «Трансформация ритейла во время войны», экстенсивного роста больше не будет. Настало время максимальной автоматизации процессов, налаживания собственной логистики и прямых контактов с производителями. RAU выбрала самое интересное из его рассказа.

Основные приоритеты на время военного положения

Все ритейлеры одинаково поняли вызовы войны. Мы создали штаб и каждые два часа в первые дни войны «сверяли часы» и решали срочные вопросы. Эта система работает до сих пор, хотя теперь контроль ситуации происходит дважды в день. Большинство задач решается в режиме дистанционной работы, поскольку менеджеры часто находятся вне центрального офиса.

Поскольку продуктовый ритейл является частью системы критической инфраструктуры, от ритмичной работы которой зависит продовольственная безопасность страны, наши магазины в любом случае должны работать и иметь полный ассортимент на полках. Несмотря на то, что война затронула Львовскую область в меньшей степени, паника была сначала у всех. Доходило до того, что менеджеры должны были «держать за руки» кассиров и уговаривать их не ехать в соседнюю Польшу. Нам удалось выполнить свою главную задачу: все магазины продолжили работать и были снабжены товаром.

Вторым по очередности, но не по важности, приоритетом стала организация безопасности работников и посетителей. Для этого мы закупили все необходимые для оказания неотложной медицинской помощи лекарства и медицинские средства, ведь никто не мог предсказать, как будет развиваться ситуация. Например, запаслись обезболивающими кетанов в ампулах, обеспечили маршруты к укрытиям на случай воздушной тревоги и проч.

Наконец, третий приоритет – сохранение коллектива. Мы за все время никого не сократили и в полном объеме и своевременно выплачивали работникам зарплату. Поэтому текучесть персонала немного снизилась. Конечно, есть те, кто работает удаленно из-за границы, есть члены команды, вступившие в ряды ВСУ. Последних мы снабдили амуницией и средствами защиты.

О работе с партнерами

В начале полномасштабных боевых действий было очень тяжело договариваться с поставщиками. Многие переводили отношения на оплату товара по факту поставки, некоторые ссылались на отсутствие товара. Было много разных спекуляций, связанных с правительственным постановлением (№341 от 22 апреля 2020 г.) о декларировании повышения цен на социально значимые товары. К этому добавлялись проблемы с логистикой, когда машина преодолевала расстояние в сотню километров за несколько дней, потому что должна была проходить множество блокпостов. Однако даже в этих условиях мы гнули свою линию – оставаться надежным партнером в любой ситуации.

Конечно, это имело свою цену – мы потратили много оборотных средств, чтобы обеспечить ассортимент в наших торговых точках. Но теперь, когда ситуация более или менее стабилизировалась, нам удалось вернуть довоенные коммерческие условия.

В марте пришлось организовать собственный импорт товаров, поскольку многие позиции «повыпадали». Мы кооперируемся с другими сетями, в частности, с харьковскими ритейлерами, куда тоже поставляем свой импорт.

О государственных регуляциях

Я против вмешательства государства в работу частного бизнеса. Тогда будет меньше проблем. Наглядный пример, регулирование цен на горючее. Как только его отменили, постепенно исчез дефицит и перестали расти цены. Однако сейчас безумно выросли расходы на ввоз импорта. Я думаю, что причина этого – недостаточный уровень конкуренции. Но мы еще не разбирались подробно с этим.

Любое регулирование отношений поставщиков, перевозчиков и ритейлеров со стороны государства я считаю лишними. Единственное разрешение от государства, которое нам нужно – разрешение свободно конкурировать.

То же касается выполнения правил безопасности во время воздушной тревоги. Наши магазины работают в формате convenience store, поэтому в основном расположены в жилых домах. Соответственно при воздушной тревоге используются ближайшие бомбоубежища. Однако мы не можем заставить взрослых людей, которые сами должны отвечать за свои действия, пройти к укрытию или запретить им ждать у входа.

О ценовой политике и промо

Ритейл находится в непосредственном контакте с конечным потребителем, поэтому любые изменения стоимости продуктов автоматически ассоциируются с желанием владельцев сети заработать. Мы мониторим цены конкурентов, стараемся держать цены в пределах, достаточных для прибыльной работы, но, конечно, не можем не ощущать влияния инфляции, девальвации и других экономических факторов. К сожалению, цены растут и этот процесс будет продолжаться.

Только с мая мы начали проводить за свой счет акции, как элемент программы лояльности, потому что к тому времени производители ничего не предложили. У нас есть значительная часть товаров собственного производства, прежде всего кулинария. Потому сначала работали с этими товарами. Затем восстановилось и промо, но на довольно ограниченном круге товаров, потому что есть дефицитные категории, где проводить акции просто неуместно. Хотя это те категории, к акционным предложениям которых потребители привыкли.

Об ассортименте

Есть также определенные пробелы в ассортиментной матрице, поэтому хотелось бы больше подписанных прямых контрактов с производителями. Будем откровенными, многие дистрибьюторы перестают выполнять свои функции: логистическую и обеспечения оборотными средствами этого плеча в ритейле. От второй функции они отказываются, поэтому мы пытаемся подписывать прямые договоры с производителями.

Мы открыты для сотрудничества с локальными компаниями, способными обеспечить нас товаром соответствующего качества и цены, в то время как национальные производители, например, прекратили выпуск тех или иных товаров.

О волонтерской помощи

Я считаю, что все, кто работает в тылу, должны помогать фронту. Поэтому мы значительную часть своей прибыли направляем на волонтерскую и гуманитарную деятельность. Начали с того, что организовали обеспечение продовольственными пайками военных (это как аналог сухпаев), поскольку в первые дни было трудно с организацией как логистики, так и решения каких-либо организационных вопросов. Отправляли лекарства и средства для тактической медицины, купили внедорожник для бойцов. Пока активно сотрудничаем с волонтерскими организациями и помогаем переселенцам. Отдельно отправляем продукты в зоны боевых действий, потому что нельзя оставлять местных жителей без еды.

Мы ввели правило, согласно которому до 20% рабочего времени сотрудники могут выполнять свою работу дистанционно, чтобы они тоже могли заниматься волонтерством. Главное, чтобы все поставленные по работе задачи были выполнены.

Прогноз на будущее

Очевидно, что в обозримом будущем экстенсивного развития сетей больше не будет. Также прекращена территориальная экспансия. За все время с 24 февраля 2022 года мы открыли всего один новый магазин (20 апреля торговая точка площадью 80 кв. м открыла свои двери в г. Белз по улице 8 Марта, 2 А,прим. ред). Поэтому ближайшие цели – повысить эффективность работы сети, оптимизировать цепочки снабжения и надежность поставок в существующие точки сети.

Понимая, что покупательная способность украинцев тоже не будет повышаться, стараемся максимально автоматизировать все процессы для уменьшения операционных расходов, а также развивать персонифицированную коммуникацию с покупателями через механизмы программ лояльности.

Читайте также –

Трансформация кадровой политики ритейлеров во время войны – кейсы Свій Маркет и SOVA


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка