Станислав Устинов, Горький Espresso Bar: Занимаем в нашем сегменте до 30% доли кофейного рынка на правом берегу Киева

Станислав Устинов, Горький Espresso Bar: Занимаем в нашем сегменте до 30% доли кофейного рынка на правом берегу Киева

29.10.2021 08:30
  2942
Микола Маранчак

Управляющий партнер Горький Espresso Bar Станислав Устинов об истории кофеен, инвестициях в заведения, конкуренции, выходе Starbucks в Украину и амбициях сети.

Читайте українською

Основатели кофеен Горький Espresso Bar всего за четыре года создали одну из крупнейший кофейных сетей столицы, причем развивающуюся не по франшизе. А еще они очень гордятся вкусом своего кофе. В интервью RAU управляющий партнер Горький Espresso Bar Станислав Устинов рассказал о принципах работы сети, трендах на кофейном рынке и масштабировании. 

— Когда и кем была создана сеть кофеен Горький Espresso Bar? С чего началась ее история?

— Идейный вдохновитель и основатель сети Олег Асташев. Всего же у нас четыре основных партнера, сособственника компании. Истоки бизнеса берут начало с 2014 года. Тогда в Киеве только появлялись первые «Таврии» с кофемашинами. Наши первые кофе-машины назывались «Віденська кава» и «Ваша кава». С тех пор мы росли и трансформировались. Прошли весь путь от кофемашин и передвижной торговли с прицепами и купавами до стационаров со своей кухней. Первую кофейню Горький открыли в 2017 году на бульваре Леси Украинки.

Почему назвались «Горький»? Что это означает?

— Главная особенность нашего купажного кофе – горькое послевкусие. Именно эта мысль нам и пришла в голову при выборе названия для торговой марки. На тот момент это звучало стильно. Не было еще ни Хлебных, ни других заведений. В этом направлении мы были первыми.

— По какой модели развиваете сеть – собственные кофейни или франшиза?

— Мы не рассматриваем вариант франшизы. Боимся повторить судьбу Aroma Kava, которые, с одной стороны, смогли быстро стать национальным брендом, представленным во многих городах Украины, с другой – в погоне за масштабами потеряли в качестве. Мы очень любим наш продукт, боимся утратить контроль качества, за что нас, собственно, и любят. У нас на многих локациях, число постоянных клиентов может доходить до 80%. Поэтому развиваемся по модели партнерства. Четыре человека отвечают за развитие и масштабирование сети, в остальном команда уже строится вокруг операционки и поддержания других процессов.

Сколько сейчас кофеен в сети?

— Всего в Киеве и области 54 кофейни и уже четыре объекта на этапе ремонта.

— Сколько планируете открыть кофеен до конца года и куда планируете расширяться?

— До конца года у нас будет точно не меньше 60-ти точек. Мы очень хотим выйти на левый берег Киева. Касательно других городов, готовы рассматривать опять же только партнерства: работать с человеком, который уже имеет похожий бизнес и знает места. Периодически общаемся на эту тему, но пока не увидели того, что мы хотим.

— У вас есть флагманские кофейни – крупнейшие или, возможно, наиболее прибыльные в сети?

— Преимущественно это центр города. Например, кофейня на улице Липской площадью 40-50 кв. м, в ней также есть кухня. Есть стационар в ботаническом саду им. А. Фомина на 10 посадочных мест внутри и 10-15 – снаружи.

— Что в себя включает кухня?

— Салаты, супы, комплексную еду. Там, где нет стационара, предлагаем собственные хот-доги, сэндвичи, десерты, пироги. По-разному в зависимости от локации.

— Сколько в среднем нужно инвестиций для открытия одной кофейной точки и какой период ее окупаемости?

— Если говорим о необходимых инвестициях на ремонт и оборудование, то сумма может начинаться с $6000-7000 при условии, если брать оборудование в аренду. Если кофемашины и кофемолки покупаем сами, то сумма может достигать $14 000-15 000. Если это стационарный объект, то сумма начинается с $30 000 и выше. МАФы и небольшие локации окупаем в районе 1,5-2 года, большие объекты – до 3,5 года. Зависит от того, насколько подписан договор, принадлежит нам помещение или нет.

— Как вы подбираете локации, что для вас важно?

— Мы не являемся трафикообразующими заведениями, потому нам важно располагаться там, где высокий трафик сам по себе. Причем желательно целевой – студенты, офисные работники, семьи и люди, которые просто прогуливаются. Успех кофейни определяет локация, сервис и качество продукта.

— Сложно заполучить локации в местах с высоким трафиком?

— Да, сложно. Наше преимущество в том, что мы не боимся заходить в места, где уже есть конкуренция. Знаем, что есть наш клиент, который пойдет именно к нам. Работаем как с частной собственностью, так и с государственной.

— Рассматриваете возможность выхода на фуд-корты ТРЦ?

— Это не совсем наш формат. Рассматриваем возможность размещения в бизнес-центрах, но в торговых центрах – быть может в перспективе.

— Кого можете назвать среди лидеров кофеен в сети в Украине? Кто ваши конкуренты?

— По количеству торговых точек – Aroma Kava. По типу развития и по масштабам наш прямой конкурент – это Улитка, Braun Cup, ЧБ, Бинокль.

— По какому принципу у вас работает система лояльности?

— У нас 10 000 пользователей мобильного приложения. Система лояльности построена вокруг бонусов – за покупку кофейных напитков начисляем 10% бонусов. Ими можно полностью оплачивать покупки.

— Какие тренды наблюдаете на кофейном рынке Украины?

— В нынешнем мире с коронавирусом актуальны бесконтактные оплаты, работаем над их разработкой в мобильном приложении. Люди все чаще обращаются к осознанному потреблению эко-продукции. Понемногу переходим на полностью биоразлагаемые трубочки и пакеты. Конечно, такая продукция дороже, где-то наносим себе ущерб, но это, больше репутационно-инновационная история. Готовим обновление дизайна нашего брендбука.

— Насколько бренд Горький изменится и когда это произойдет?

— Думаю, что это будет в начале следующего года. Мы сохраним айдентику, цвета, но сделаем все немножко современнее. Так, чтобы мы оставались узнаваемыми.

— Из-за погоды в Бразилии эксперты прогнозируют повышение цен на кофе. Как это отразится на украинский рынок?

— У кофейного зерна есть своя мировая биржа, и там Бразилия — это больше трети всего зерна. Эфиопия, к примеру, лишь 0,9%. Поэтому Бразилия будет поднимать цены, то и остальные игроки тоже. Так что, к сожалению, ожидаем рост цен, пока предварительно на начало 2022 года, но часть поставщиков уже начали поднимать.

— Что мешает Starbucks выйти на украинский рынок?

— Мы об этом задумывались, ответ, наверное, очень простой. Средняя чашка кофе в Starbucks стоит $2, в Украине – вдвое дешевле. В нынешних реалиях им не выгодно выходить на наш рынок. Не исключаю, что они появятся, но конкурировать будут не с нами, а с сегментом со средним чеком повыше.

— С какими трудностями сталкиваетесь в ведении бизнеса в реалиях украинского рынка?

— Самая большая трудность – это карантинные ограничения. В Украине множество проверяющих органов, которые ставят палки в колеса. С поставщиками продукции проблем не вижу, всегда находим какие-то решения. Проблемы могут быть связаны с поиском новых помещений. Киев становится чистый и ухоженный, и мы с удовольствием готовы играть по правилам, когда легальные МАФы установлены в положенном месте в стилистике города. Проблема также в конкуренции – из-за низкого порога входа в бизнес рынок переполнен.

Горький

— Из-за скандала в соцсетях Rozetka и многие другие компании отказалась от сотрудничества с брендом Yaro. У вас также представлена их продукция. Какая ваша позиция в данном вопросе?

— Наша позиция очень простая – мы также перестаем с ними работать и уже поставили задачу на местах снять продукцию Yaro с прилавков. Для человека, который ведет бизнес в этой стране – это абсолютно непозволительное поведение.

— Какие у вас планы на развитие?

— В ближайшей перспективе – масштабирование, постоянное улучшение качества продукта, возможно, расширение ассортимента. Планируем сами себя снабжать десертами, другими продуктами питания. Мы достаточно много продаем кофейного зерна, будем переходить еще и на свою обжарку. В планах помасштабнее – захват рынка. Скорее всего монополистами мы не станем, но можем постараться стать самыми большими и при этом качественными, чтобы наш бренд ассоциировался с хорошим вкусом кофе и сервисом.

— Пробовали оценить объем кофейного рынка Украины? Какую долю, по-вашему, вы занимаете в Киеве?

— Кофейный рынок достаточно сложно оценить, но в нашем сегменте, я думаю, мы захватили достаточно приличную долю. Если говорить о Киеве, то в нашем сегменте она может доходить до 30% в на правом берегу. Но опять же, сложно оценить объемы потребление и еще сложнее учесть маленьких игроков, у которых одна или две кофейни. Их нереально много, и мы их оценить никак не сможем.

Читайте также

Зайти на кофе: Сільпо начинает развитие сети кофеен Feeltrd


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка