Президент ТПП Украины: ТРЦ и ритейлеры находятся в одной лодке. Надо договариваться

Президент ТПП Украины: ТРЦ и ритейлеры находятся в одной лодке. Надо договариваться

20.03.2020 08:10
  385
rau

Президент Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков рассказывает о том, почему сертификат о форс-мажоре в подавляющем большинстве случаев не понадобится ни ритейлерам, ни девелоперам.

Читайте українською

В рамках проекта «За рамками ритейла» соучредитель Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук обсудил с президентом Торгово-промышленной палаты Украины Геннадием Чижиковым проблему карантина. Как бизнесу пережить этот период, считается ли это форс-мажором для торговых центров и компаний, как вести себя ритейлерам в нынешних условиях экономики, — отвечает на вопросы Геннадий Чижиков.

— Кабинет министров постановил закрыть все торгово-развлекательные центры, предприятия торговли, кроме банков, продовольственного ритейла и магазинов связи. Вчера Верховная Рада признала, что закрытие магазина является форс-мажором. Какая позиция Торгово-промышленной палаты Украины?

— Карантин – абсолютно новая ситуация для большинства украинских предпринимателей. Естественно, мы видим, что многие из них находятся в ситуации стресса. Поэтому в первую очередь всем нужно успокоиться и разобраться в вопросе.

В первую очередь нужно сказать, что депутаты не признавали факт закрытия магазинов форс-мажором, а внесли изменение в законодательство, в соответствии с которым карантин – это условие для признания той или иной ситуации форс-мажором. Сейчас для большинства предпринимателей слово «форс-мажор» — это какое-то волшебное решение, способное разрешить все проблемы.

Некоторые считают, что если у них нет денег на расчетном счете или они не могут вовремя поставить товар — это форс-мажор. В ситуации повышенного стресса многие путают понятия.

В Украине, как и во всех других странах, выдавать сертификат о форс-мажоре уполномочена Торгово-промышленная палата. На каждом региональном сайте ТПП Украины есть вся информация по предоставлению решения о форс-мажоре. Поэтому каждый желающий может в онлайн-режиме посмотреть, какие документы необходимы для получения этого сертификата.

Мы рекомендуем не бежать в ТПП с требованием: «дайте мне справку!», а сначала проверить, правильно ли оформлены документы внутри предприятия, есть ли приказ о закрытии предприятия или остановке его деятельности, к каким последствиям эта остановка ведет по отношению к контрагентам, как она затрагивает те или иные интересы. При этом важно сразу проинформировать контрагента о невозможности выполнить те или иные обязательства.

— Я правильно понимаю, что закрытые на карантин торговые центры и арендаторы освобождаются от арендных плат?

— Я, как президент Торгово-промышленной палаты Украины, могу только говорить о тех условиях, на основе которых мы можем выдавать свидетельство или сертификат о форс-мажоре. Сертификат о форс-мажоре не освобождает, он является одним из элементов доказательства того, что предприятие из-за случившихся обстоятельств не могло выполнять свои обязательства.

Когда форс-мажорная ситуация случается между контрагентами на территории одной страны, мы говорим: «Договаривайтесь». В 95% случаях сертификат о форс-мажоре на понадобится.

Мы все находимся в одной лодке. Не бывает такого, что я несу убытки, а ты не несешь. Бизнес всегда договаривается. Каждый торговый центр прекрасно знает экономическое состояние любого своего партнера и наоборот. В то же время, в 3-5% случаев сторонам не удается договориться, и спор приводит к судебному разбирательству. В этом случае сертификат о форс-мажоре может выступать одним из доказательств.

—  С одной стороны, многие ритейлеры сейчас не могут платить аренду, но с другой, и девелоперы из-за этого не могут выполнять свои обязательства перед кредиторами. Документ о форс-мажоре также необходим и торговым центрам, если они не смогут договориться со своими банками-заемщиками?

— Ситуация касается всех: и торговых центров, и ритейлеров. Поэтому любому бизнесу прежде всего важно правильно оформить документы на тот случай, если дойдет до судебных разбирательств.

Важно сразу приступать к переговорам по договорам. И максимально подробно прописывать все условия: можно или нельзя перенести срок оплаты, можно ли на этот срок не включать штрафные санкции, какие-то другие обязательства, отсрочить, отложить или не включать какой-то механизм, способный привести к ухудшению положения одной из сторон.

Что касается вопроса арендной платы, то мне, как представителю Торгово-промышленной палаты, сложно его прокомментировать. В любом случае это договорные отношения между двумя сторонами. И в данном случае обе стороны несут потери.

— У вас опыт работы в этой сфере больше 20 лет. В Украине было что-то подобное в таком масштабе?

—  В таком масштабе, конечно, нет. Более того — никто в мире такого не проходил. Мы сейчас очень глубоко изучаем практику других стран. Украина в определенной мере уже сталкивалась с аналогичными ситуациями: военные действия на Востоке, которые затронули определенную часть бизнеса, кибератака Petya и другое.

— Во время Евромайдана была в чем-то похожая ситуация с ТЦ Globus, когда арендодатель обязывал платить ритейлеров несмотря на происходящие вокруг события.

— Думаю, что у представителей торговых центров должно хватать мудрости для того, чтобы идти на уступки. Они прекрасно осведомлены о ситуации у тех, кто находится на их территории, и должны уметь договариваться.

Сейчас экономический кризис активно проявляется в мире и уже приближается к Украине. В таких условиях торговые центры сами заинтересованы в том, чтобы сохранить арендаторов.

Им нужно действовать очень аккуратно и взвешенно. Они с ритейлерами находятся в одной лодке и, если показывать свой характер, не выиграет никто. Должна быть солидарность: арендаторы должны понимать, что им нужно достойное место для торговли, а девелоперы — что без магазинов они не смогут работать.

Полная версия видеоинтервью

— Сможете ли вы справиться с той массой заявлений, которые могут прийти на рассмотрение? В Украине работает 300 торговых центров. Если предположить, что в среднем в каждом торговом центре 100 арендаторов, у нас получится 30 000 форс-мажорных ситуаций. А если предположить, что торговые центры – это всего лишь 10% от всего объема рынка, то вы можете получить до 300 000 потенциальные заявок.

— Когда начинались известные события на Востоке, только в одной Донецкой области было 25 000 предприятий. Но мы достойно прошли тот период. Конечно, кто-то был доволен, кто-то нет. Но поймите правильно, многие хотят использовать получение сертификата не совсем там, где он нужен, а иногда и злоупотребляют. Для этого есть международная практика и действие прямого закона. Государства может сказать, что все предприятия оказались в такой ситуации, что у всех форс-мажор. Но ни в одной стране мира государство никогда так не делает, потому что каждая ситуации – это отдельная история. Я бы не драматизировал ситуацию.

Уже несколько дней действует карантин, идет большое количество звонков, но ни одного обращения за справкой о форс-мажоре до сих пор не было.

В любом случае для подготовки любого обращения к нам, бизнес должен подготовить приказ, показать копии договоров, оповестить своих контрагентов. Потом он должен правильно оформить заявку, зайти на сайт, созвониться с нами, отправить фото по электронной почте. После этого в течение 7-10 дней мы рассмотрим и подготовим ему соответствующее заключение.

Читайте также

Роман Емец, ТРЦ Dream Town: С арендаторами нам придется принимать обоюдоболезненные решения


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка