#FreeSentsov: как украинский бизнес высказывается в поддержку политических заключенных
Отечественные предприниматели начинают привыкать к мысли, что потребители за последние годы изменились. Теперь завоевать их лояльность можно не только скидками и распродажами, но и активной демонстрацией патриотической гражданской позиции.
Украинский политзаключенный Олег Сенцов содержится в российском плену уже более 4-х лет, и уже свыше 100 дней прошло, как он объявил голодовку, требуя освободить всех полизаключенных из Украины, удерживаемых в РФ. Правительство страны-агрессора отказывается освободить захваченных заложников, несмотря на мощнейшую поддержку Сенцова и других заключенных, развернувшуюся по всему миру: от Польши и Канады до Бразилии и Чили.
Государственные деятели, чиновники, дипломаты, артисты, режиссеры и просто неравнодушные люди уже десятки тысяч раз высказывались в поддержку украинского патриота, незаконно осужденного в России. Не оставались в стороне и организации, а также бизнес. Как украинский, так и зарубежный. Например, надпись FREESentsov отобразили на табло аэропорта Жуляны.
19 мая освободить Сенцова потребовали члены Ассоциации писателей, журналистов и блогеров «Свободное слово». А 21 августа чешские кинематографисты объявили «цепную» голодовку в поддержку Сенцова. Один из инициаторов акции — 48-летний кинорежиссер-документалист Вит Янечек.
К акции «Не допустить смерть Сенцова» присоединились 1750 членов и друзей европейского киносообщества и таких организаций, как Национальная ассоциация киноавторов (Италия), Режиссеры Великобритании, Федерация европейских кинорежиссеров FERA I, PEN America, Австрийская киноакадемия, Гильдия режиссеров Франции (SRF), Немецкая киноакадемия (DFA) и многие другие.
28 августа экс-президент Польши Лех Валенса выдвинул Олега Сенцова на Нобелевскую премию мира. «Сенцов вдохновляется всеми теми идеалами, которыми руководствовался и я, когда вел ненасильственную борьбу за будущее», — отметил политик. Особо Валенса подчеркнул, что голодовку Сенцов ведет за освобождение всех украинских узников Кремля, не включая при этом свое собственное освобождение в число требований.
Баннеры во поддержку узников России вывесили по всей Украине. Их можно встретить на Палаце Потоцких во Львове, Национальном медицинском университете имени Данила Галицкого, здании Киево-Могилянской академии в Киеве, Доме Кино, посольстве Украины в Польше и во многих других местах.
Также в интернет был выложен документальный фильм Аскольда Курова «Процесс» о деле «крымских террористов», который в открытом доступе представили создатели фильма. Мировая премьера фильма Курова состоялась в феврале 2017 года на Берлинском кинофестивале. А на «Артдокфесте» в декабре «Процесс» стал фильмом открытия.
К кампании поддержки Сенцова присоединяются также целыми иностранными предприятиями и администрациями. Плакат в поддержку политзаключенных вывесила мэрия 10-го округа Парижа, еще один стенд с информацией о деле Сенцова и его голодовке установили в районе Отель-де-Виль.
Попытки выступить в поддержку украинского режиссера неоднократно совершались также в Москве и Санкт-Петербурге. Олега Сенцова поддержали актрисы Чулпан Хаматова, Ада Роговцева и Лия Ахеджакова, кинорежиссеры Андрей Звягинцев, Салават Вахитов и многие другие.
«Сегодня Сенцов, а завтра — любой из нас. Любой из нас, кто не понравится, на кого настучат, кто что-то скажет, что можно интерпретировать как экстремизм. Давайте все будем экстремистами!» — сказала советская и российская актриса театра и кино Лия Ахеджакова.
Баннера в поддержку Сенцова можно было встретить и Москве на Большом Устьинском мосту и Большом Москворецком мосту, в Санкт-Петербурге на набережной канала Грибоедова и во многих других местах. Регулярно проводятся одиночные и массовые пикеты, правда большая часть их заканчивается задержаниями.
Корпоративная позиция
Само собой, неоднократно поддерживали политзаключенного и в Украине: как частные лица и политики, так и бизнес. Спустя четыре года после Революции Достоинства центральную роль в КСО (корпоративная социальная ответственность) стала играть гражданская позиция бренда и его представителей. Что понятно на простом примере, когда ритейлеры конфликтуют со своими клиентами из-за языкового вопроса — отсутствие украинского языка в коммуникации уже стало практически синонимом репутационных потерь для любой B2C-компании.
В то же время большинство ритейлеров и ТРЦ в нашей стране живут в своей параллельной реальности, в центре которой часто лишь скидки и развлекательные активности. Но для формирования лояльности потребителей это работает с каждым годом все хуже.
Причины игнора «социалки» понятны: проявление гражданской позиции от лица компании — дело тонкое, а инициатива и вовсе бывает наказуема (особенно когда внезапно расходится с позицией конечного собственника), поэтому украинские маркетологи предпочитаю работать с конверсионной и стимулирующей рекламой: «скидки», «распродажи», «новые коллекции», а реагировать на происходящие события вокруг разве что с помощью осторожного ситуативного маркетинга.
Влияет на ситуацию и личная позиция представителей бренда. Ярким примером такой ситуации стала акция в поддержку украинских политзаключенных в России с хэштегом #FreeSentsov. После того, как 14 мая 2018 года украинский режиссер Олег Сенцов, незаконно заключенный в РФ, объявил бессрочную голодовку с единственным требованием освобождение всех 64 украинских политзаключенных, удерживаемых в РФ и на территории Крыма, среди отечественных ритейлеров и ТРЦ оказались те, кому оказалась близка и понятна ситуация. Это позволило не только создать вирусный эффект в соцсетях среди небезразличной публики, но и заполучить новых лояльных бренду потребителей, а также получить репутационные дивиденды.
Наши витрины – наш голос
Первыми отреагировала мультибрендовая платформа Всі.Свої, еще в мае 2018 года разместившая на своих витринах плакаты в поддержку Олега Сенцова, а также сделавшая заявление в Facebook.
«Наши витрины – это наш голос, — написали на странице Facebook Всі.Свої. — Если вы разделяете нашу позицию, ставьте в комментариях флаг Украины ️ Мы призываем присоединиться к нам всех, кто имеет в своем распоряжении витрины и окна. Все витрины Киева и страны должны заговорить одним голосом! Мы должны привлекать внимание и уверены, что за этим последуют действия. В списке украинских политзаключенных нет чужих. Там все свои».
В витринах магазина выставили три баннера: с портретом Олега Сенцова, историей его незаконного заключения в тюрьме РФ и со списком имен всех украинских политзаключенных, удерживаемых в России. Акция была приурочена к проведению в Киеве финального матча Лиги Чемпионов УЕФА по футболу и позволила дополнительно привлечь внимание к проблеме украинских политзаключенных в РФ.
Свою политическую позицию проявил и столичный ТЦ Пирамида, расположенный на ул. Мишуги в районе метро Позняки. В начале июня 2018 года пользователи обратили внимание, что на входе в торговый центр появился плакат с изображением Олега Сенцова и информацией о других политзаключенных.
Как оказалось, инициатива принадлежала инвестиционной компании Dragon Capital, которая приобрела ТЦ Пирамида в 2016 году. С тем же содержанием плакаты появились и на здании самих Dragon Capital, о чем инвесткомпания сообщила 1 июня на своей странице в Facebook.
«Олег Сенцов — пленник Кремля! Украинский гражданин, кинорежиссер и писатель, готовый отдать жизнь за свободу более 60-ти украинских политзаключенных, незаконно удерживаемых в российских колониях и СИЗО», — написали на плакате.
Их примеру последовал также львовский ТРЦ Victoria Gardens.
С интересной инициативой была также замечена сеть АЗК KLO, у которой на большом экране каждые 30 секунд выскакивают гигантские надписи в поддержку Олега Сенцова. Также KLO предлагают на своей странице в Facebook подписать петицию на сайте Белого дома, призывающую чиновников США официально выступить с требованием освободить Олега и еще 64 украинских политзаключенных.
При этом данная инициатива встречается не на одной заправке KLO, а как минимум нескольких.
Безусловно, эффект подобных заявлений все еще никто не анализировал, но даже не обладая точными замерами конверсии по каждому случаю в отдельности и лишь промониторив соцсети, можно утверждать о позитивном эффекте для бренда. Иногда лучше следовать духу времени в проявлениях КСО, чем растрачивать усилия на прогнозирование пользы для бренда и в итоге проигнорировав социальные вызовы столь важные для общества/потребителя.