Не обманешь — не продашь: как производители продуктов зарабатывают на доверии покупателей
Несколько примеров манипуляций, которые помогают производителям залезть в карман к потребителю.
Liga.net разобралась: как производители продуктов питания вводят в заблуждение потребителей и зарабатывают на их доверии.
Псевдобелорусское
Украинский потребитель убежден, что белорусские продукты качественнее и вкуснее отечественных. Производители используют этот стереотип. Например, якобы белорусский майонез, как оказалось, производит завод в Запорожье. Причем не только для украинцев — псевдобелорусский продукт, судя по упаковке, едят и сами белорусы, и россияне.
Чудо-масло
Нередко обманывают производители подсолнечного масла, используя для манипуляций именно упаковку. Например, на упаковке можно прочитать, что масло является источником витамина Е. Это миф — содержание этого элемента в масле ничтожно мало — 32 мг/100 г, утверждают в центре независимых экспертиз ТЕСТ.
Кроме того, часто производители указывают вес в граммах, а не в милилитрах. Как известно, 1 литр масла весит 920 граммов. Но при уменьшении объема литраж производители часто указывают неправильно.
Еще одна уловка — ГМО-спекуляция. Ведь в подсолнечным маслах нет белка, который модифицируют. В растительном масле также не бывает холестерина, и нет смысла применять консерванты. Поэтому подобные фразы — не более чем игра слов или маркетинговый трюк.
Упаковки-клоны
Производители часто играют на визуальных образах, закрепившихся в памяти потребителей. Например, сгущенка с советских времен продавалась в сине-бело-голубой этикеткой с геометрическим рисунком. Производители делают его не совсем таким, как оригинальная ГОСТовская банка, но невооруженным взглядом различия найти непросто.
Аналогичные приемы можно увидеть на упаковках псевдомасел — спредов. Изображение упитанных коровок на зеленых лугах вводят покупателя в заблуждение — животных жиров там минимум.
Подобными приемами пользуются также недобросовестные конкуренты крупных именитых производителей. Небольшие производители заказывают упаковку, которая похожа на ту, которую потребитель хорошо знает. Таким клонированием грешат все: производители масла, алкоголя, сладостей.
Их там нет
Еще один способ введения покупателей в заблуждение — изображение на упаковках того, что на самом деле в товаре не содержится. В качестве примера показателен йогурт, на упаковках которого рисуют аппетитные ягоды. Но если внимательно изучить состав, в йогуртах часто находятся не сами ягоды, а лишь ароматизаторы, имитирующие их запах.
Конечно, есть производители, которые используют натуральные эссенции или фруктовые наполнители. Но их меньшинство.
Хитрости нейминга
Иногда производители дают своему товару выдуманное название, похожее с наименованием известной продукции, завоевавшей признание потребителей. Например, часто спекулируют на всем известной «докторской» колбасе, которая производится по строгому стандарту. Некоторые производители называют свою продукцию «Докторская любимая». При этом слово «Докторская» на упаковку наносится крупным шрифтом, а слово «любимая» — мелким.
Подобная история — с овсяным печением, в основе состава которого не овсяные хлопья, а низкосортная пшеничная мука.
Псевдопродукты
Многие производители мясной и молочной продукции для удешевления своих товаров разбавляют их дешевыми ингредиентами растительного происхождения. Сырный продукт или мясосодержащие сосиски — давно на слуху. А вот сметанный или йогуртовый продукт пока не так известны. Если покупатель не читает упаковку внимательно, вполне вероятно, что вместо ужина он получит разочарование — ведь вкусовые качества и польза от таких товаров уступают оригинальным сырам, йогуртам и сметане.
Перечислять уловки производителей можно бесконечно. Чего только стоит маркировка без ГМО на стиках с солью, в которой модификации не может быть по определению. Или приписываемые чудо-свойства био- и экопродуктам, распиаренным бифидобактериям и прочим новшествам. Однако обмануть могут и производители натуральных продуктов. Например, насытив фасованное мясо дополнительной влагой, чтобы оно было тяжелее, и, следовательно, дороже.
Читайте также —
Маркетинг Hi-Tech рівня: 7 кейсів зі сфери рітейлу в світі та Україні