Зона сумерек. Кто победит на e-commerce рынке Украины: легальный бизнес или «серый товар»?
Украинский e-commerce остается крайне закрытой сферой с большим процентом контрафактных товаров. Смогут ли легальные поставщики и ритейлеры снизить долю «серого» и «черного» импорта и сделать рынок прозрачным и легальным.
Как пишет портал Delo.ua, объем рынка интернет-торговли в 2018 году достиг $2,8 трлн. К 2021 году эта цифра фактически удвоится, составив $4,8 трлн.
Мировой рынок электронной коммерции растет со скоростью 23-25%, а украинский — более 30%, занимая второе место по темпам роста в Европе. Такая динамика может сохраняться довольно долго, так как доля онлайн-продаж в украинской рознице всего 3,2%, при средних европейских показателях 8,8%, а в Великобритании — 17,8%.
Существующие риски
Специфика Украины в том, что здесь многие мелкие интернет-магазины продают «серый» товар. Как объяснили в компании MOYO, его часто отпускают по ценам ниже рыночных. При этом потребитель рискует не получить гарантию на товар и/или нелокализированный софт.
По мнению представителя компании Sony Олега Киселева, в Украине большой дисбаланс требований к онлайн-бизнесу и бизнесу, который имеет физические точки продаж.
Государству проще проверять бизнес с физическими магазинами. Получается, что для электронной торговли существуют преференции и по оценкам эксперта серая часть интернет-торговли может составлять 40-60%.
Поле регулирования
Сейчас действует 17 нормативно-правовых актов, которые регулируют рынок электронной коммерции: четыре Кодекса Украины, 10 законов, один приказ МЭРТ, одно постановление Кабмина и одно постановление НБУ.
Проблема в том, что эти нормы законов устанавливают обязанности исключительно для продавцов. В то же время, исходя из комментария Госпотребслужбы, владелец интернет-магазина (домена) не несет никакой ответственности за размещение информации в недостаточном объеме.
По данным ведомства, в 2018 году поступило свыше 20 900 обращений потребителей о нарушении их прав при приобретении продукции, из них 1322 — по приобретению товаров в интернет-магазинах. При общем росте числа жалоб в 2018 году на 6% (с 19 700 до 20 900), количество жалоб на интернет-магазины увеличилось на 3,7% (с 1275 до 1322).
При этом уровень удовлетворения жалоб потребителей на интернет-магазины — 1%.
Эту грустную статистику подтверждает зампредседателя правления Союза потребителей Украины Олег Цильвик. По его словам, уровень продаж «серой» техники зашкаливает, а рыночный надзор не может «дотянуться» до интернет-сегмента.
«Мы силами своей организации вернули потребителям, в случаях, когда государство уже отказалась от защиты, более полумиллиона гривен. Закон требует выдать фискальный чек. Есть инициативы кэшбек, чтобы побудить потребителей вывести серый бизнес в белую плоскость, но бизнес, который работает под видом ФЛП, торпедирует все инициативы, которые могли бы позволить легализовать этот сегмент рынка», — комментирует ситуацию Олег Цильвик.
По словам эксперта, часто потребители теряют средства от мошеннических действий. Огромное количество интернет-магазинов работает без идентификации продавца, как того требует закон.
Это подтверждает и мониторинг интернет-магазинов на предмет соблюдения закона в сфере защиты прав потребителей, который провели активисты Всеукраинского движения «Молодежь за права потребителей». Активисты промониторили 60 сайтов с техникой, одеждой и косметикой. Выводы неутешительные — 65% сайтов не указали, кто является продавцом и не раскрыли информацию о своем юридическом адресе.
«Серые» схемы
По закону интернет-магазины, которые работают, как ФЛП, также обязаны передавать всю информацию о своих продажах и оборотах в ГФС. Речь идет о норме, которая обязала всех продавцов техники и электроники выдавать фискальный чек. Норма есть, обязательство есть, но все равно это выполняют далеко не все интернет-магазины.
Сами по себе ФЛП — это легально. Но, как и везде, тут есть свои лазейки. Один магазин — это примерно 100-200 ФЛП. К тому же сегодня может продавать один, а завтра уже второй. Так их найти и уличить еще сложнее.
Эта простая схема дает много преимуществ. Во-первых, налоговая нагрузка на физлиц-упрощенцев существенно ниже, чем для юрлиц. Во-вторых, ФЛП не обязаны вести первичный учет, так как не отчитываются перед налоговой, где и как они купили товар. Поэтому нельзя проследить цепочку поставки товара от границы до конечного покупателя, что значительно облегчает реализацию товара, завезенного в страну с нарушением таможенных правил или вовсе минуя таможню.
Более того, в ГФС утверждают, что крупные и средние торговые компании массово мигрируют в «тень», используя все ту же схему с ФЛП, так как нет эффективного контроля за оборотом товаров и объемом доходов «упрощенцев». А отсутствие информации на сайте интернет-магазина, позволяет недобросовестным торговцам:
- после оплаты не доставлять потребителю товар;
- в случае наличия в товаре существенного недостатка потребителю не возвращать деньги;
- осуществлять доставку товара, не соответствующую заявленным характеристикам.
Кроме того, Госпотребслужба не может без информации о продавце провести полное и объективное рассмотрение жалоб потребителей с выходом на внеплановую проверку.
При этом сервисные центры, куда обращаются потребители, отказываются ремонтировать товар по гарантии на том основании, что интернет-магазины продали товар, который не предназначен для реализации в Украине. Иными словами, контрабандный товар.
Что дальше?
Контролирующие органы и легальный бизнес требуют усилить санкции за неприменение кассовых аппаратов, так как первый штраф в 1 гривню не стимулирует к детенизации.
Минэкономразвития настаивает на более четком описании в законе сведений, которые должен публиковать онлайн-магазин на своем сайте. В частности, полное наименование, местонахождение, телефон, код (для юрлиц) или номер учетной карты налогоплательщика (для ФЛП), а также данные о патенте, разрешении или лицензии на работу.
В Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) также настаивают на принятии закона, позволяющего блокировать интернет-магазины, которые не публикуют подробную информацию о себе.
Эксперты идут еще дальше, требуя разделить понятия «интернет-магазин» и «маркетплейс». Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский говорит, что маркетплейс — хороший способ выйти на рынок разным компаниям, как маленьким, так и крупным. Это также и повышение уровня обслуживания клиентов за счет конкуренции. Но есть и псевдомаркетплейсы — они реализуют товар от себя и от других лиц (в том числе и ФЛП), потому получают ценовое преимущество за счет не уплаченных налогов.
Эксперты предлагают помочь таким торговым площадкам четко определиться: либо вы маркетплейсы — и тогда ответственность будет нести только тот, кто поставляет вам товар, либо вы все-таки физическое или юридическое лицо-предприниматель — и отвечаете за свой продукт.
В парламенте уже есть проект закона «О детенизации деятельности субъектов электронной коммерции» под номером 6754. Он дает больше возможностей уполномоченным органам регулировать и блокировать незаконные сайты, но находится без движения с июля 2007 года.
По материалам Delo.ua
Читайте также —