Доставка продукта с фермы до конечного потребителя: преимущества и вызовы сотрудничества с внешними исполнителями
«Холодная цепочка» или «холодная логистика» — эти термины вряд ли понятны широкой общественности. Однако от заложенных в них процессов зависит качество свежих ягод, овощей и фруктов, безопасность молочной и мясной продукции на столах потребителей, а также прибыль агропроизводителей.
Читайте українською
Речь идет о доставке свежего продукта с поля или фермы до конечного потребителя с соблюдением температурных требований и с минимальными потерями качества или продукции в целом. Последнее особенно актуально для микро-, малых и средних производителей (ММСП). Например, в ягодном секторе таких подавляющее большинство.
Как можно усовершенствовать холодную цепочку так, чтобы в выигрыше были производители, реализаторы и потребители — соответствующую дискуссию провела Программа USAID по аграрного и сельского развития — АГРО.
После заполнения анкеты все желающие могут получить бесплатный доступ к бизнес-модели, финансовой бизнес-модели и презентации о создании холодной цепочки поставок свежей и крафтовой продукции, которые разработали в рамках исследования вышеупомянутой Программы.
Почему важны отверстия в таре
Доставка после сбора урожая на склад, охлаждение, хранение, упаковка, доставка до точки продажи или прямая доставка потребителю, иногда доставка из точки продажи потребителю — такой путь проходит свежая продукция «от поля до стола». Каждый этап требует температурного режима, соответствующего оборудования, транспорта.
«Бывают споры с поставщиками или производителями, которые стремятся отгрузить нам все, что привезли, — говорит Владислав Савченко, основатель компании Foodex24. — Но первым определяющим фактором является качество, потом уже цена».
«Качество — самое главное, — говорит Евгений Нетреба, коммерческий директор компании Zakaz.UA. — Например, наши сборщики не берут в магазинах продукты товары, срок годности которых истек более чем на треть. Скажем, у молока он 6 дней, а прошло уже три с даты производства. Клиенту должно быть максимально комфортно».
Zakaz.UA работает на завершающем звене холодной цепочки. Компания использует специальные термоящики для транспортировки продукции, требующей холода. Важно не нанести вред сохраненному на предыдущих этапах — ведь холодная логистика дается нелегко, начиная от поля или фермы.
«Еще в 2013 году Клуб аграрного бизнеса исследовал, что в Украине только потери по овощам составляют 27% валового сбора. Вместе с некоммерческим урожаем населения цифра может достигать и 40%, — говорит эксперт Программы АГРО Олег Радийчук, который проводил исследования по возможному использованию агропроизводителями специализированных «холодных» услуг. — С тех пор построили ряд крупных холодных складов, но принципиально ситуация не улучшилась, особенно для микро-, малых и средних агропредприятий».
Лучшее понимание вызовов и причин такой ситуации дают некоторые особенности работы со свежей плодоовощной продукцией. После сбора на поле в «горячий» сезон ягоды или овощи нужно быстро охладить. Должно пройти максимум полтора часа. Если речь идет об охлаждении на складе, то чтобы успеть, он должен быть расположен не более 50 км. Можно организовать охлаждение на поле — для этого использовать переделанные под рефрижераторы контейнеры (контейнер, который оборудован холодильной установкой) на дизельном питании.
Температурный режим для свежесобранной продукции — 0,2-5 градусов. Однако если урожай сразу поместить под кондиционер, то появляется влага — «точка росы». Поэтому требуется предварительный обдув — например, в рефрижераторе, который везет продукт с поля на склад. Чтобы он был эффективным, тара должна иметь вентиляционные отверстия, обеспечивающие доступ воздуха внутрь.
Паковать продукцию лучше у поля, если ягода или овощи чистые и производитель уже знает требования реализатора по упаковке. В случае склада, упаковка и стикеровка должны происходить в специальном помещении с температурой не более 8 градусов. В противном случае из-за скачка температур между хранением и упаковкой потеря качества гарантирована.
Лучшим вариантом хранения на складе есть РГС — регулируемая газовая среда. При ней срок хранения возрастает втрое. Эффективно подключать систему под каждую паллету с продуктами. Если одну надо забрать — остальные остаются «под газом».
Доставка со склада в точку продажи также требует специализированного транспорта. Производитель может продавать товар покупателю и мелкими партиями, например, рассылать курьерами. Но тогда микропредприятие должно иметь в штате их 5, а малое — до 20. Специализированные компании по доставке (такие как Glovo или Rocket) «съедают» значительную часть прибыли.
Пользоваться услугами значительно выгоднее
Это далеко не все составляющие холодной цепочки, но и они дают представление о том, насколько непросто ее обеспечить, организационно и финансово. Прежде всего для малого производителя, ведь это предполагает закупку дорогостоящего транспорта и оборудования, собственные помещения для хранения, обученный персонал.
Поэтому и есть такое актуальное взаимовыгодное сотрудничество всех участников рынка: производителей и поставщиков услуг в рамках холодной цепочки. Где целесообразно полное привлечение внешних исполнителей, где-то — частичное. Проведенные в рамках Программы АГРО расчеты показали, что на большинстве этапов микро- и малому производителю выгоднее пользоваться именно сервисными услугами.
Если взять короткую «холодную цепочку» в целом — самостоятельную доставку с поля на склад, охлаждение, упаковку и хранение — то все это собственными силами будет стоить микропроизводители более 20 000 грн за тонну продукции (более 2 млн учетом всех 100 тонн урожая), тогда как с использованием сервисных услуг -12 000 грн на тонну продукции или 1,2 млн грн. в год. Разница очевидна. Выгода для малого производителя также очень существенная.
По состоянию на сейчас микропроизводителю (или «мелкому» фермеру) гораздо выгоднее отдать на аутсорс доставку до склада и хранение продукции на складе, тогда как охлаждение и упаковка может пока оставаться в его компетенции. Собственно, охлаждение и самостоятельная упаковка выгодны пока и мелкому производителю.
Недоверие, которое нужно преодолеть
Компания Ware Teka является платформой, как раз и обеспечивает сотрудничество между производителями сельхозпродукции и логистическими провайдерами. Менеджер по развитию компании Мари Чуркина работала раньше в бизнесе по выращиванию клубники. Вспоминает, насколько сложной была холодная логистика. Тем более, что клубника — ягода «нежная».
«Когда упакованный товар выезжал с производства, начинались самые переживания. Особенно с учетом наших жестких контрактов по качеству продукции, — рассказывает Мари. — Поэтому я хорошо понимаю, насколько важна «холодная логистика». Если б тогда была возможность такого аутсорса — когда собрали клубнику, охладили, а затем у тебя ее забирают, и сервисная компания сама контролирует температуру и другое! Это лишило бы кучи сложных задач и позволило бы сконцентрироваться на контрактах, ценах и развитии бизнеса».
Сейчас, однако, есть ряд препятствий для такой идеальной картинки в использовании производителями аутсорса для обеспечения холодной цепочки — как объективных, так и субъективных.
К последним относится очевидная необходимость изменения отношения производителей к 3PL (third party logistics) — то есть, передачи определенных функций логистическому провайдеру вместо самостоятельного их выполнения.
«Малые сельхозпредприятия почти не готовы сегодня к сотрудничеству с сервисными операторами, — говорит Олег Радийчук. — Есть большое недоверие. При том, что при таком сотрудничестве соблюдение всех температурных требований ложится на плечи сервисного провайдера, и ММСП получают гарантии. Это недоверие надо преодолевать, прежде всего созданием качественных сервисных точек».
С другой стороны, возникает вопрос доступности услуг 3PL операторов, прежде всего для ММСП, и это уже объективное препятствие для сотрудничества. Исследование Программы АГРО доказало явные преимущества от хранения продукции в арендованных холодных складах. Но для этого надо наличие этих складов и приемлемая стоимость. Здесь также есть различные нюансы.
Недоверие к аутсорсу со стороны малых производителей и различные нюансы по «холодным складам» — это только два штриха к проблеме налаживания сотрудничества между ММСП и 3PL операторами. С другой стороны, существуют огромные потенциальные выгоды от такого сотрудничества — их показало исследование Программы АГРО. Следовательно, преграды должны быть преодолены.
«Можно надеяться, что кто-то из участников рынка возьмет инициативу и начнет двигаться в этом направлении, — говорит Александр Приходько, эксперт Программы АГРО по развитию аграрных рынков. — Ведь если разложить сейчас по полочкам стоимость отдельного «холодного склада» и другие элементы цепи с соблюдением необходимых условий, то цифры будут говорить сами за себя».
Автор: Анатолий Марциновский
Статья стала возможной благодаря поддержке американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках Программы USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО), которая выполняется компанией Chemonics International. Эта статья отражает мнение ее авторов и не обязательно является официальной точкой зрения USAID или Правительства США. Подробнее о программе USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО): https://www.facebook.com/usaid.agro/
Читайте также —
Совместная переработка для малых фермеров: как это может происходить