Основатель Cherry Berry: Многие ритейлеры попали на собственные похороны
Андрей Пионтковский, основатель и директор Cherry Berry Ukraine, рассказывает о последствиях введения жесткого карантина на украинский ритейл и экономику страны в целом.
Читайте українською
Очевидно, что из-за закрытия ТРЦ многие розничные сети обанкротятся. Еще вчера мы не верили, что до этого может дойти, а сегодня это суровая реальность. Управляющие компании ТРЦ жалуются на то, что попали в сложную ситуацию и теряют доходы каждый день. Однако многие ритейлеры попали на собственные похороны и рискуют изо дня на день потерять собственный бизнес.
Сеть Cherry Berry состоит из 65-ти торговых точек островного формата в торговых центрах разных городов Украины. В них занято около 200 сотрудников. Cherry Berry – сравнительно небольшой бизнес, но в то же время – лидер в своем сегменте. Мы продаем сладости и мороженное, соки и воду. То есть, являемся частью продуктового ритейла. Несмотря на то, что этот вид торговли не находится под запретом, некоторые ТРЦ вынуждают нас закрываться, хотя мы стоим возле работающих супермаркетов.
Девелоперы боятся проверок и не до конца понимают, кого они затронут, а мы обращаемся к юристам и пытаемся доказать, что имеем право продолжать работу. Пока безуспешно.
Сейчас почти все наши торговые точки не работают. В таких условиях у нас нет другого выбора, кроме как отправлять большинство сотрудников по домам. В нашей сети зарплата зависит от выработки, поэтому теперь они останутся без доходов. В преддверии сезона основная доля свободных средств была направлена на закупку товара, часть из которого так и не поступила в Украину. Поэтому, уже с 17 марта сотрудники бек-офиса ушли в отпуска за свой счет.
Даже если нам разрешат торговать в ТРЦ, где продолжают работать продуктовые супермаркеты, падения продаж не избежать. В сложившейся ситуации спрос на сладости точно упадет. Насколько существенно – предсказать сложно, но это может быть 50% или даже больше. Если же мы не сможем вернуться к работе в ближайшие недели, возникнут и другие последствия. Мы торгуем скоропортящейся продукцией и часть существующих товарных остатков придется утилизировать. Придется снова искать средства для закупки товара и снова инвестировать в перезапуск бизнеса.
Да, возможно крупные компании способны пережить эту бурю, но мелкие и средние сети, у которых нет достаточного запаса прочности, будут стерты с карты украинского ритейла.
Следует понимать, что последствия ощутят на себе все компании и вся страна. Уровень безработицы существенно вырастет, уровень доходов украинцев также существенно упадет. В итоге даже продуктовые магазины, аптеки и службы доставки, которые сейчас, на первый взгляд, находятся «в шоколаде», столкнутся с падением товарооборотов. Не говоря уже о других сегментах ритейла, таких как fashion, электроника, ювелирка, косметика и drogerie. Многие игроки этих сегментов просто умрут.
Понятно, что вводя жесткие карантинные меры, государство пытается защитить своих граждан. Эти меры действительно необходимы. Я сам и большинство других предпринимателей их поддерживает. Никто из бизнесменов не хочет подвергать украинцев дополнительному риску. Никто не хочет повторения в Украине Уханя или Италии. Мы все понимаем, что карантин – это вынужденная мера, способная предотвратить сотни, а то и тысячи смертей. Однако вместе с введением ограничений, нужно задуматься и о последствиях, к которым они приведут. И понимать, что в данной ситуации мы должны думать не только о себе, но и о наших сотрудниках, бизнес-партнерах и стране в целом.
Вчера Верховная Рада приняла закон о поддержке предпринимателей в период карантина, освободив ФЛП от уплаты ЕСВ и внедрив ряд других «поддерживающих» мер. Однако их недостаточно.
В таких условиях, именно малые и средние компании должны получить первостепенную поддержку от государства. Эта помощь должна быть действенной и эффективной. Она нужна уже сегодня, потому что завтра значительной части ритейла может не быть.
Кроме того, сейчас для нас жизненно важно получить поддержку от девелоперов. Уверен, что и сами торговые центры понимают, что сейчас необходимо пойти на встречу ритейлерам и снизить арендные платежи до минимума. Этот шаг позволит торговым сетям пережить кризис и вернуться к работе по окончанию карантина. Разумеется, мы не знаем, как долго он продлится, но продолжаем верить в лучшее. Какой бы сложной не была объективная ситуация, я продолжаю оставаться оптимистом и готов возобновить работу своих торговых точек после снятия ограничений.
Читайте также —
Карантин в Украине: какими будут последствия для ТРЦ, рестораторов и операторов развлечений