
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


В начале января 2023-го разгорелся первый за год скандал: российские оккупационные войска «получили в подарок» поздравительные корзины с продукцией Bonduelle и пожеланием вернуться с победой. Офис компании утверждает, что не помогал оккупантам. Украинские ритейлеры АТБ и Novus мгновенно отказываться от продукции французского бренда. Также украинцы призывают бойкотировать продукцию Bonduelle. RAU проанализировала: кто из международных ритейлеров продолжает поддерживать экономику страны-террориста на 11-й месяц открытой войны, несмотря на призывы мирового сообщества прекратить работу в россии.
Данные о «друзьях оккупантов» собраны на основе базы Йельского университета, которую каждый день обновляет исполнительный комитет института. Компании представлены в алфавитном порядке. Если у вас есть достоверная информация о других ритейлерах, которые продолжают работать в россии, или какая-то компания попала в список Йельского университета из-за ошибки — пишите нам на e-mail news@rau .ua.
Китайская технологическая компания Alibaba, работающая в сфере интернет-коммерции (ресурсы Alibaba, Taobao, Tmall, AliExpress), вышла на российский рынок в 2012 году. В 2018 году основатель Alibaba Джек Ма объявил о запуске отдельного российского филиала в партнерстве с местными компаниями. Совместное предприятие «AliExpress россия» было открыто вместе с VK Group (тогда – Mail.ru), USM International (тогда – телеком-оператор MegaFon) и российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). По состоянию на начало 2022 года российский Forbes оценивал AliExpress россия в $1,9 млрд. Это был наиболее посещаемый маркетплейс страны, продавший в 2021-м товаров на 306 млрд рублей и занимавший 10% всего рынка электронной коммерции. Пока все российские партнеры Alibaba под санкциями, компания никаких заявлений об этом не делает, как и не предпринимает никаких действий.
Французская корпорация Auchan Holding – одна из крупнейших в мире сетей продуктовых гипермаркетов. В россии первый гипермаркет Ашан открылся в 2002 году. К декабрю 2021 года у компании был 231 магазин: 95 гипермаркетов и 136 супермаркетов. С апреле 2022-го Ашан приостановил развитие сети в россии и изолировал российский офис, но о планах закрытия магазинов и сворачивании бизнеса в стране-террористе пока не сообщал, несмотря на многочисленные призывы украинского подразделения сети.
Итальянский бренд casual-одежды Benetton известен своим разноцветным трикотажем и рекламными кампаниями. В розничных магазинах компании продаются товары марок United Colors of Benetton, Under Сolors of Benetton и Sisley. Уже к концу 90-х годов ХХ века в россии работало более 100 торговых точек этого бренда. В настоящее время росСМИ вспоминают этот бренд среди тех, кто выбрал для себя продолжать работу на российском рынке.
Итальянская компания Calzedonia Group — четыре бренда женского, мужского и детского белья, а также домашней и повседневной одежды. Сети ритейлера насчитывают около 3500 магазинов в более чем 30 странах. Компания представлена магазинами Calzedonia, Intimissimi, Falconeri и Tezenis. Магазины работают в регионах по франшизе. В россии ее первый магазин компании был открыт в 2004 году. С этого времени на территории страны работает более 250 бутиков. В марте местные операторы жаловались на перебои с поставками товаров в россию, однако решение о планах прекратить свою деятельность в стране-террористе владельцы брендов до сих пор не приняли.
В Украине компания представлена независимым подразделением, которое не имеет никакого отношения к российским франчази.
Турецкая компания Eroglu Holding занимается поставкой одежды под брендом Colin’s в россию с 1994 года, а уже в 1995-м компания открыла в россии первый магазин. Сейчас под управлением российского подразделения (ООО «Юнайтед трейдинг») находятся 182 торговых точки. В октябре 2022 года компания заявила о планах открыть в январе 2023 года в москве также первый магазин под брендом Loft.
Выход из россии многих западных брендов, в Турции явно восприняли как знак, что пора усиливать экспансию. По данным Турецкого статистического института (TurkStat), в августе 2022-го экспорт товаров из Турции в россию увеличился в 2,1 раза в годовом выражении, до $949 млн. DeFacto, как и все другие хорошо известные в Украине турецкие fashion-ритейлеры, среди тех, кто пошел на этот шаг. Бренд, основанный в 2005 году, начал свою работу в россии в 2015 году. По состоянию на декабрь 2022 года их количество увеличилось до 16.
Дизайнерская компания Diesel представляет в своих магазинах повседневную одежду и аксессуары премиум-класса. Компания принадлежит основателю Ренцо Россо, и находится в городке Мольвен на севере Италии. Diesel входит в холдинг Only the Brave с оборотом около 1,5 млрд евро в год, которому также принадлежат производственная компания Staff International, бренды Maison Margiela, Viktor & Rolf и другие. В россии товары Diesel были официально представлены еще с 1990-х годов, но в 2008 году все кроме магазина Diesel в городе краснодар были закрыты. В 2021 году компания имела четыре магазина в москве, а всего по россии — около 70 точек продаж.
Сеть пиццерий Domino’s Pizza продолжает работать в россии, несмотря на то, что в марте DP Eurasia N.V. объявила о приостановлении инвестиций в страну и отказе от роялти. Сейчас компания оценивает «воздействие санкций и способность продолжать обслуживать клиентов».
В марте 2022 года датский обувной бренд Ecco открыл в россии свой 200-й магазин. Ни война, ни санкции против страны-агрессора не помешали продолжать развиваться ритейлеру в россии. К примеру, 5 октября он открыл в универмаге «Цветной» в москве новый pop-up магазин. Всего компания работает на российском рынке уже 18 лет.
Etam – французская марка со 100-летней историей, основной продукцией которой является женское нижнее белье, одежда, купальники и косметическая продукция. Этот бренд, как и его коллеги-марки 1.2.3 и Undiz, входит в состав Etam Group. Первый магазин Etam в россии открылся в 2004 году. Сейчас сеть объединяет более 30 торговых точек.
Итальянский бренд Geox специализируется на производстве повседневной обуви и верхней одежды. В россии продукция Geox широко представлена практически на всей территории: от кенигсберга до владивостока, и насчитывает 80 монобрендовых магазинов. Также продукцию бренда можно найти в более чем 350 российских магазинах мультибрендового формата. В декабре 2022-го Geox представил своего первого посла бренда в россии – актрису и телеведущую Юлию Высоцкую и представил новую капсульную коллекцию обуви и аксессуаров сезона весна-лето 2023, над которой дизайнеры Geox работали с непосредственным участием Юлии.
Globus – международная розничная сеть гипермаркетов, основанная еще в XIX веке. В россию ритейлер зашел в 2016-м, и с тех пор расширился до 19 гипермаркетов. В состав группы Globus входят гипермаркеты Globus, строительные гипермаркеты Baumarkt и гипермаркеты электроники Alpha-Tecc.
IKEA вышла на финальный этап выхода из россии — фабрику IKEA в Новгороде продадут уже в начале 2023 года. Соглашение планируют закрыть до конца І квартала, сейчас оно на финальном этапе. Однако сеть торговых центров Mega, также принадлежащая компании Ingka, продолжает свою деятельность в россии. 9 декабря 2022 года в ТЦ Мега Химки произошел пожар, охвативший 18 000 кв. м и из-за которого погиб один человек. Причиной «хлопка» назвали сварочные работы на крыше магазина Obi, который, кстати, официально покинул рф.
JD.com – китайская компания, занимающаяся электронной коммерцией, логистикой и розничной торговлей. Экспансию на рынок россии интернет-магазин объявил в 2015 году и с тех пор работает.
Karl Lagerfeld – одноименный бренд одежды и аксессуаров одного из самых влиятельных модельеров конца XX века Карла Лагерфельда. Модный дом выпускает коллекции одежды, обуви и сумок. В россии присутствует в виде 8 магазинов, которые развивает один из лидеров российского fashion-ритейла – компания BNS Group.
Первый магазин марки Koton был открыт в Стамбуле в 1988 году. На российский рынок бренд вышел в 2017 году, сейчас в стране насчитывается около 45 магазинов. После ухода из россии таких брендов как H&M, Marc&Spencer и других, Koton называют среди тех, кто готов занимать их торговые площади. В настоящее время ритейлер активно продолжает экспансию на российский рынок.
У российской Леруа Мерлен, входящей в состав международной холдинговой группы ADEO, за год произошло в россии по меньшей мере два «хлопка». Первый из них – в июне в красноярске, второй – в августе в москве на Автозаводской улице. Причины пожара не разглашались. На российский рынок компания вышла в 2004 году, сейчас объединяет более 100 магазинов, что делает сеть DIY-магазинов крупнейшей на территории россии. Осенью 2022-го RAU стало известно, что в украинском подразделении сети проводят собеседования, после которых в компании остаются только те, кто публично не задавал вопросы руководству по поводу продолжения работы сети в россии.
LC Waikiki развивается на российском рынке с 2012 года. В июле 2022-го компания заявила о начале сотрудничества с «Почта россии» для доставки товаров в городов урала и сибири, а в декабре 2022-го стало известно, что турецкий ритейлер откроет новый магазин площадью 1608 кв. м в воронежском Сити-парке Град. Также росСМИ называют LC Waikiki среди брендов, готовых занимать торговые площади, освободившиеся после выхода западных брендов.
Стоит отметить, что LC Waikiki — один из небегателей зарубежных брендов, которые не прекратили развитие в Украине даже во время открытого вторжения российских оккупационных войск.
Max Mara – итальянский fashion-бренд, выпускаемый женская одежда, аксессуары и парфюмерия. В россии бренд Weekend Max Mara был запущен в 1984 году и с самого начала задумывался как коллекция уличной одежды. Но сейчас в магазинах Weekend Max Mara можно собрать полный гардероб на все случаи жизни: трикотаж, рубашки, топы, джинсовую одежду, обувь, сумки, платки, украшения. В россии представлен компанией Bosco di Ciliegi, магазины которой расположены в москве, санкт-петербурге, самаре, сочи.
В 2021/22 финансовом году (октябрь 2021 – сентябрь 2022) продажи METRO в россии выросли на 7,9% в местной валюте и составили 2,9 млрд евро. В сегменте В2С за год сеть доставила около 8 млн заказов, что на 40% больше, чем в прошлом году. Также активное развитие российского METRO наблюдается в сегменте В2В за счет готовых решений под отдельные сегменты бизнеса: street food, столовые, пекарни, бары, кафе и т.д. На фоне ухода других западных брендов компания усилила ассортимент и активно развивает СТМ. Так, ею было введено более 300 новых позиций за 2021/22 финансовый год в россии. Развитие проекта Metro Cash & Carry в россии официально начался 1 ноября 2000 года в москве.
Отметим, что украинское подразделение METRO Group неоднократно призывало головной офис компании свернуть деятельность в россии, а также активно помогает украинским военным, вынужденным переселенцам и людям, пострадавшим в результате агрессии россии.
Michael Kors – американский бренд, основанный дизайнером Майклом Корсом в 1981 году. Суть бренда – jet-set как стиль жизни, гламурный шик, инновации и сохранение традиций. В россии присутствует в виде 15 магазинов, развиваемых BNS Group.
Американский бренд Ralph Lauren был основан в Нью-Йорке в 1967 году. В россии развитием сети занимается BNS Group. В россии работает шесть магазинов сети – четыре в москве и по одному в санкт-петербурге и ростове-на-Дону.
Tommy Hilfiger – американский бренд одежды премиум-класса, выпускающий одежду, обувь, аксессуары, ароматы и товары для дома. В настоящее время сеть в россии объединяет 15 работающих магазинов.
Triumph International – один из крупнейших мировых производителей нижнего белья. Ритейлер производит нижнее белье, одежду для сна, дома, отдыха и пляжа для своих брендов — Triumph и Sloggi, которые продает через оптовые и розничные каналы. Российская дочерняя компания ООО «Триумф Интернационал» была основана в 1995 году. Офис компании находится в москве.
Yves Rocher – французский ритейлер, специализирующийся на производстве и продаже косметики и парфюмерии. Предлагает продукцию среднего ценового диапазона, позиционируя природность и натуральность сырья и процесса производства. Развивается на территории страны-агрессора с 1991 года.
Компания, связанные с ритейлом, которые продолжают полностью или частично работать на территории россии: