
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Как повысить эффективность рекламных роликов с помощью нейромаркетинга.
В первом в Украине нейромаркетинговом агентстве Neuro-knowledge, среди клиентов которого Rozetka, МХП, Моршинская, Nutricia, Moneyveo и другие, протестировали более 250 ТV-роликов и заметили некоторые ошибки, ставшими системными для украинской рекламы. В колонке для RAU основатель Neuro-knowledge Катерина Ильченко проанализировала эти ошибки и объяснила, как их не допускать.
Украинская реклама стала за последнее десятилетие креативнее, смелее и раскованнее. Это хорошо, но тут есть важный нюанс. Креативные приемы, как правило, используются для привлечения внимания, но внимание работает иначе. С точки зрения физиологии внимание делится на два типа: спонтанное и направленное.
Спонтанное внимание привлекается техническими средствами: контрастом, динамикой, неожиданными приемами, но если объект не интересен, внимание не удерживается более 500 мс. Поэтому такие способы привлечения внимания работают для товаров импульсной покупки, и там, где решение принимается в очень короткий срок, а цена решения невелика.
Другой тип внимания более ценен для рекламодателя – это внимание направленное. Например, если покупатель заходит в супермаркет, чтобы купить Coca-Cola, он буде автоматически искать что-то «красное»; а если травмировать ногу, то вдруг начинаешь обращать внимание, как много появилось хромающих людей. Именно этот тип внимания продает большинство товаров.
Что это означает для рекламного материала? Реклама должна очень быстро и ясно давать ответ на вопрос: почему это должно быть интересным для меня. Если пользоваться маркетинговым языком, реклама должна содержать инсайт. Именно инсайт повышает мотивацию, и мы видим это от ролика к ролику.
Посмотрите на динамику интереса и мотивации потребителей в ролике Comfy: мотивация (оранжевая кривая) и интерес (синяя кривая) растут на моменте, когда зритель понимает, в чем проблема героя – однообразная еда. Видимо, этот инсайт актуален для зрителей, поскольку и предложение товара для решения этой проблемы, мультиварки, вызывает рост интереса и мотивации. А вот необычный образ – говорящий голубец – как раз не мотивирует (оранжевая кривая мотивации снижается).
Это не означает, что креативность ролику не нужна, это означает, что креативность прежде всего стоит направить на поиск правильного инсайта и уже его показать креативно.
Еще десять лет назад на рынке были дискуссии, должна реклама быть эмоциональной или рациональной. Сейчас эмоциональный подход победил. Даже в консервативных отраслях – финансовой, фармацевтической – работают больше с эмоциями потребителя, чем с RTB. И это верно, поскольку именно эмоция дает энергию желания и запускает мотивацию на покупку. Но правильно ли мы понимаем работу с эмоцией в рекламе?
Во-первых, эмоциональность рекламы растет, но уровень интенсивности эмоций в Украине в два раза ниже, чем в среднем по миру.
Во-вторых, отличается набор рабочих эмоций. За последние несколько лет в мировой рекламе вырос уровень негативных эмоций, что связано как раз с тем, что зарубежным коллегам удается добиться эмоционального реагирования на актуальную для потребителя проблему в том числе.
В то время как в нашей рекламе наиболее распространенной эмоцией является радость, а наиболее распространенным рекламным жанром – анекдот.
Но для того, чтобы создать сильную эмоциональную связь с брендом, одной радости может быть недостаточно. Например, один из самых эмоциональных ТВ роликов последнего десятилетия «Дружба от Budweiser» вызывает разнообразные эмоции: грусть, удивление, страх и радость.
https://www.youtube.com/watch?v=TPKgC8KPBMg
Если долго смотреть на украинскую рекламу, можно представить себе универсальный конструктор эмоций, который включает счастливые семьи, мать с ребенком на фоне цветущих яблонь и, конечно, котиков. Эти образы действительно иногда вызывают эмоции, но не те, которые планировались. В довольно рациональном ролике пивного производителя в кабину дальнобойщика подсадили котенка, чтобы установить эмоциональную связь. И это действительно вызвало эмоцию. Презрения. Так респонденты реагируют на манипулятивные приемы.
Эмоции вызывает то, что имеет ценность для зрителя, а не эмоциональные клише. Посмотрите, в какой момент в ролике Фокстрот проявляется Презрение (розовый), а в какой – Радость (желтый)
Было когда-то мнение, что хороший товар в рекламе не нуждается. И оно неверное. Продукт сам по себе малоинтересен потребителю, как ни странно. Интересно, как он поможет потребителю, какие эмоции вызовет, какое впечатление произведет и так далее.
Пару лет назад мы тестировали рождественский ролик Audi, в котором Санта-Клаус мечтал о красивом красном купе Audi. Как видно из графиков, демонстрация даже такого желанного продукта не мотивирует респондентов, в отличие от кадра с изображением эмоций Санта-Клауса от управления автомобилем.
Иными словами, если вам нужно продать миксер, показывайте не миксер, а какие эмоции он вызывает.
Вторая ошибка, связанная с демонстрацией продукта, заключается в демонстрации продукта с первых секунд ролика. Этому обычно находят объяснение: чтобы, даже не досмотрев ролик, зритель увидел продукт. Эта гипотеза не подтверждается, поскольку мы наблюдаем, что как раз продуктовые кадры в начале и приводят к тому, что смотрение прерывается. Кроме того, даже увидев продукт в начале ролика, зрители не замотивированы на покупку этого продукта. Чтобы у них возник интерес к вашему продукту, этот интерес нужно пробудить.
Проследите за динамикой мотивации в ролике Коблево: негативная в начале — на демонстрации бутылок и позитивная в финале — после истории о продукте.
От управления визуальным вниманием зависят показатели восприятия. Когда в кадре есть несколько объектов, конкурирующих за внимание потребителя, ни один объект не получит качественного внимания и не даст хорошей реакции. Поэтому в отношении ключевых кадров с коммерческой информацией действует правило – чем меньше, тем лучше. В пекшоте бренда Славяночка внимание разделено между упаковкой, едой, текстовыми титрами, а в пекшоте Budweiser все внимание сосредоточено на логотипе.
Посмотрите, как работает визуальное внимание в многокомпонентном пекшоте.
Лицо Потапа каннибализирует внимание и в результате логотип видело всего 13% респондентов, а название продукта – 44%. Это не тот пекшот, который эффективно продает продукт.
Определитесь, какая информация является самой важной для финала вашего ролика, и сконцентрируйтесь на ней.
Итак, вот пять улучшений, которые помогут вам повысить эффективность ТV-роликов:
Читайте также
В середине воронки: каков самый короткий путь к сердцу покупателя – исследование Google