Как у Безоса: что Rozetka.ua позаимствовала у Amazon

Как у Безоса: что Rozetka.ua позаимствовала у Amazon

23.08.2018 08:15
  4998
Дарья Златьева

Благодаря чему Владислав Чечеткин смог построить крупнейший интернет-магазин Украины и какие идеи Джеффа Безоса использовал при создании и развитии своего детища.
Читайте українською

В начале августа интернет-общественность Украины активно обсуждала новость о слиянии двух крупнейших игроков в своем сегменте: крупнейшего онлайн-магазина страны Rozetka.ua и владельца самого популярного маркетплейса Украины EVO Group (Prom.ua). Тогда же высказывались предположения, что объединенная компания создается, чтобы в будущем быть проданной лидеру мирового e-commerce — Amazon. RAU проанализировала: какие идеи и технологии Amazon уже внедрил собственник Rozetka Владислав Чечеткин в своем интернет-магазине.

Многим украинским компаниям повезло наблюдать за американскими, но не всем повезло что-либо перенять, особенно если это касается ресурсоемких направлений. Владислав Чечеткин не только много экспериментировал сам, но и ряд идей перенял. В том числе и у лидера мирового e-commerce — Amazon, о чем не стесняется говорить во время публичных выступлений.

Программа лояльности Prime

Amazon Prime запущена в 2005 году. После пробного периода в 30 дней, за $99 в год компания позволяет подписаться на услугу, которая включает бесплатную доставку в течение двух дней любого товара, купленного на сайте. Это дает возможность постоянным покупателям сэкономить на доставке.

Также Amazon Prime дает доступ к Prime Video — конкуренту Netflix с огромным количеством фильмов, сериалов и собственными эксклюзивами; доступ к Prime Music, библиотеке книг для Kindle, месту для фотографий в Amazon Drive, скидки Prime-статус.

Rozetka Prime. В июле 2018 года Rozetka представила программу Prime — годовую подписку стоимостью 399 грн, которая позволит не платить за доставку товаров. Но пока программа доступна для доставок в пределах города Киев и только для товаров Rozetka, а не других продавцов. Что странно, поскольку, запустив маркетплейс, в компании должны были как-то решить новую проблему — из-за наличия в одном заказе товаров разных продавцов, покупателю приходится дважды, а то и трижды платить за доставку.

Для того, чтобы этот инструмент показался потребителю Rozetka интересным, он должен осуществить более 10 покупок в год. То есть программа нацелена на потребителей, которые покупают хотя бы раз в месяц на ресурсе. Но такие лояльные покупатели должны и тратить на ресурсе больше.

Marketplacе

Amazon: в 2000 году Amazon объявил о создании marketplace, и на сайте впервые появились товары сторонних продавцов.

Rozetka: Первые товары, выходившие за рамки сегмента техники и электроники, Rozetka ввела в свой ассортимент в 2010‑м: спортивное и туристическое снаряжение, парфюмерия и косметика, детская одежда и игрушки. В 2015-м прошел редизайн сайта, и в течение 2016-17 годов на ресурсе появились новые категории — семена, автотовары, ювелирные украшения, косметика, алкоголь, книги, аптечные товары. В апреле 2018-го Владислав Чечеткин отметил, что уже 28% покупок генерируют продавцы маркетплейса.

Офлайн-розница

Amazone. Джефф Безос пошел в офлайн-направление в 2015 году, открыв первый книжный магазин. В декабре 2016-го началось тестирование формата AmazonGo: магазина без персонала. Кроме того, ритейлер купил сеть Whole Foods Market, специализирующуюся на продаже органических продуктов питания в более 460 торговых точек по всему США.

Rozetka. У ритейлера работает один большой гипермаркет площадью 4000 кв. м, но в планах — открытие магазинов во всех городах-миллионниках. Также она планирует развивать сеть точек выдачи интернет-заказов. Одна из них площадью 400 кв. м недавно открылась в Киеве на улице Константиновской у метро Тараса Шевченко. «В будущем хотим продавать все, также как это делает Amazon. Пока нет планов по покупке Whole Foods, но мы движемся в этом направлении», — говорил владелец интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин в сентябре 2017-го.

Курс на Fashion

Amazon. Следуя ожиданиям рынка и захватывая новые сегменты e-commerce, Amazon заявил о планах стать главным ритейлером одежды в США. Согласно обзору eMarketer, продажи одежды и аксессуаров компании превысят $40 млрд — 15,4% оборота онлайн-платформы. Компания предоставила услугу Prime Wardrobe, которая позволяет покупателям примерить одежду дома перед покупкой и отправить назад все или то, что не подошло. Она призвана избавить покупателей от страха онлайн-покупок и дать понимание о том, что возврат товара в магазин — это легко и просто. Такой шаг может составить серьезную конкуренцию многим fashion-брендам, которые работают с оффлайн- и с онлайн-аудиторией.

Rozetka. У Чечеткина большие амбиции в разделе fashion — стать игроком номер один. Для быстрого выхода в новую для себя нишу ритейлер может купить кого-то из уже действующих игроков, чтобы не тратить время и ресурсы на развитие проекта с нуля. На украинском рынке есть три лидера в этом сегменте: Lamoda, Kasta и LeBoutique.

Ставка на контент и IT

Amazon. Безос инвестировал колоссальные средства в покупку технологических компаний и стартапов. Одно из достижений компании — система онлайн-покупки 1-Click, которая позволяет сократить количество действий покупателя перед покупкой до одного шага.

Множество продуктов ритейлер запускает и для удобства своих торговцев — например, недавно Amazon объявил о запуске магазина приложений для продавцов, которых уже насчитывается более 2 млн. В этом году Amazon также представил сервис доставки посылок на дом, который позволил курьерам самостоятельно заходить в дом в отсутствие хозяина.

Rozetka. В компании в штате работают около 60 копирайтеров и редакторов, еще больше — на аутсорсе. Чечеткин делал ставку на контент с первого дня существования. База видео, обзоров, отзывов и описаний продуктов, которую создала Rozetka.ua за время существования — одна из самых больших в русскоязычном сегменте интернета. На развитие IT-направления ритейлер тратит $400 000 в месяц. Компания каждый месяц усиливает IT-инфраструктуру, постоянно переписывает модули, оптимизирует нагрузку и расширяет мощности, увеличивая с каждым годом количество серверов.

Финансовые услуги

Amazon. У компании на базе отдельной платформы функционирует целое направление Amazon Web Services — облачные решения в сфере финансовых сервисов, в рамках которого она предлагает услуги в банковской сфере, страховой, на фондовых рынках и другие сервисы.

Rozetka. Из экспериментов были и переводы средств между карточками различных банков: они появились на ресурсе два года назад, но  формируют ничтожную долю в прибыли. В компании думали, что будет серьезное направление, но пока результатов нет.

Призыв к действию

Amazon. В 2008 году уже были доступны wishlist, список покупок, свадебный список, список товаров для малыша, кнопка «рассказать другу».

Rozetka. Списки желаний появились в 2011-м. Сейчас на Rozetka, помимо списка, есть и другие призывы к действию: рядом с кнопкой «Купить» — добавить к сравнению, следить за ценой и так называемый анбоксинг — бонус в 100 гривен за распаковку на видео, инструмент, который ресурс ввел в 2015 году.

Скрин карточки товара Rozetka

Ставка на логистику и фулфилмент

Amazon. Изначально Джефф Безос использовал логистические компании, однако рынок и покупатели требовали улучшения сроков и способов доставки. Тогда он взялся за это направление сам — теперь компания управляет более 80 логистическими комплексами. В 2012 году Amazon приобрел производителя робототехники Kiva Systems за $775 млн, поэтому большинство процессов на складах полностью или частично роботизированы. На складах компания использует так называемую систему хаотического распределения. Фулфилмент она предлагает и компаниям, продающим товар через Amazon.

Недавно стало известно, что Amazon установит почтоматы в многоквартирных домах по всей Америке.

Rozetka. В 2017 году ритейлер купил огромный логистический комплекс класса «А» под Киевом. Территория складских помещений — 49 000 кв. м, что в полтора раза больше, чем у торговой сети Ашан и в 2,5 раза больше, чем у Нова пошта. Новый склад будет автоматизированным. Размер и оснащение должны сделать его одним из технологичных в Украине. Высокотехнологичный склад, по словам Чечеткина, поможет сократить издержки компании на логистику, которые составляют $18 млн в год.

Rozetka единственная из всех украинских онлайн-ритейлеров предлагает фулфилмент, то есть полный набор услуг для своих партнеров — от хранения товара у себя на складе до доставки и гарантийного обслуживания. Однако «последнюю милю» ритейлер все-таки отдал в управление Нова пошта.

Фото со страницы Владислава Чечеткина

Видео-контент

Amazon. Несмотря на то, что у ритейлера огромное количество собственного контента, в YouTube у него всего 333 377 подписчика. Зарегистрирован канал в сентябре 2005 года и имеет 790 319 943 просмотров.

Rozetka. Первое видео было залито в декабре 2008 года. Rozetka — лидер украинского e-commerce в YouTube c 1 089 125 подписчиков, но при этом количество просмотров значительно меньше, чем у Amazon – «всего» 223 238 377.

Что дальше

Какие еще технологические «фишки», внедренные Amazon, в скором времени могут появиться на Rozetka?

Возможно, технологии распознавания изображений и визуального поиска — Amazon запустил новую функцию визуального поиска Part Finder для своего мобильного приложения. Пока она «распознает» и находит нужные гайки и шурупы.

Hyundai в рамках партнерства с Amazon намерены создать цифровой автосалон, чтобы клиенты могли сравнивать цены и обзоры, заказать тест-драйв авто, найти официального дилера для последующей покупки автомобиля. Некоторые автозапчасти, расходники и аксессуары для авто на Rozetka продаются, но на Amazon существует удобный поиск, где нужный товар выдается с учетом конкретных параметров (модель авто, год выпуска).

Уход в облачные технологии: в 2015 году 55,9% выручки Amazon принесла Amazon Web Services — операционная система на базе облака, платформа для электронной коммерции для множества компаний. Это логичная ветвь развития «маркетплейса»: совершенствование IT-инфраструктуры и автоматизация процессов доходят до столь высокого уровня, что это позволяет масштабировать сервис и продавать его отдельно как услуги для бизнеса. Но по этому пути пока Rozetka не идет.

Amazon Exclusives — модель сотрудничества с брендами, когда товары определенного производителя продаются только в его фирменном магазине и в Amazon. Доставка дронами и Dash Button от Amazon — кнопка, позволяющая заказать возобновляемые товары вроде стирального порошка или капсул для кофеварки с помощью одного нажатия. Но последние инновации вряд ли легко реализуемы в украинских реалиях.

Читайте также —

Rozetka відкриває точки видачі в експериментальному форматі і буде розвивати офлайн-роздріб (+фото)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка