Андрей Жук, RAU: Одно из направлений восстановления украинского ритейла – выход на польский рынок

Андрей Жук, RAU: Одно из направлений восстановления украинского ритейла – выход на польский рынок

30.09.2022 08:45
  611
Костянтин Симоненко

Соучредитель и председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук во время своего выступления на Shopping Center Forum 2022 в Варшаве дал «цифровой слепок» состояния и возможностей украинского бизнеса через полгода боевых действий.

Читайте українською

До 24 февраля 2022 года сфера розничной торговли Украины представляла собой один из самых прибыльных секторов украинской экономики. Соответственно, ритейл находился среди крупнейших налогоплательщиков в Украине и был одним из крупнейших работодателей страны.

Общий доход, сгенерированный компаниями отрасли за прошлый год, составил более $9,4 млрд. С начала полномасштабного вторжения россии ритейлеры понесли тяжелые потери. Уже через месяц количество работающих магазинов сократилось на 29%, а через два месяца прямые потери сетей, по данным проекта «Россия заплатит», составили около $1,7 млрд.

За четыре месяца войны, как свидетельствуют данные Украинского совета торговых центров, 23 ТЦ и ТРЦ были повреждены, а сумма прямого и косвенного ущерба оценивается в $9,8 млрд.

Несмотря на потери, украинский ритейл быстро начал восстанавливаться. Уже через полгода после начала широкомасштабного вторжения доля неработающих магазинов уменьшилась на 17% и в августе составила всего 12%. То есть, удалось возобновить работу около 60% магазинов. Этот процесс продолжается и дальше.

Вместе с потерями ритейла бюджетные поступления упали. Так, в период за январь-май 2022 года сумма уплаченных налогов составила $361 млн, что на 23% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Тогда эта сумма равнялась $452 млн. Всего в прошлом году отрасль заплатила около $1,1 млрд налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Также снизилось количество персонала в лидирующих компаниях отрасли с 271 308 специалистов в декабре 2021 года до 248 072 в мае 2022 года. В то же время, стоит заметить, что несмотря на эти сокращения, они обеспечивают работой сейчас около четверти миллиона украинцев.

Чтобы как можно быстрее страна, а вместе с ней и торговая отрасль смогли восстановиться, ритейлеры финансово и материально поддерживают армию и гуманитарные проекты помощи пострадавшим от войны. В частности, за шесть месяцев, прошедших с 24 февраля 2022 года, было направлено на разные проекты помощи $33,7 млн.

В общем, темпы восстановления отрасли достаточно обнадеживающие и позволяют оценить основные направления работы, которые помогут как можно быстрее отстроить все, что было захвачено и разрушено российскими войсками. Прежде всего, это получение компенсации за поврежденное и утраченное имущество ритейлеров и владельцев торговых центров. Во-вторых, работа магазинов и других торговых объектов должна возобновляться везде, где это безопасно и возможно. В третьих, на государственном уровне возможно решение проблем с нехваткой оборотных средств предприятий, высоких ставок арендной платы и уменьшение налоговой нагрузки. А также контроль формирования цен на продукты питания, расширение программ поддержки бизнеса. И по многим из этих пунктов идет плодотворная работа с разными государственными институтами.

Наконец, одним из важных направлений возобновления украинского ритейла может стать и уже становится развитие украинского бизнеса на территории Польши. В Украине достаточно компаний, готовых инвестировать и расширять свой бизнес в этой стране.

Смотрите также —

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка