Андрей Барашенко, CEO MOYO.ua: Растем быстрее, чем украинский рынок e-commerce

Андрей Барашенко, CEO MOYO.ua: Растем быстрее, чем украинский рынок e-commerce

14.03.2018 08:15
  2362
Микола Маранчак

Новый CEO MOYO.ua о запланированных инвестициях, сером импорте, инновациях в менеджменте и ключевых задачах на новой должности.

Читайте українською

В конце прошлого года сеть магазинов электроники MOYO.ua возглавил Андрей Барашенко, ранее курировавший запуск Lamoda в Республике Беларусь. В интервью RAU он рассказал о предыдущем опыте работы, кадровых перестановках в компании, результатах работы сети в 2017 году и планах, которые собирается реализовать на должности CEO MOYO.ua. 

— Дмитрий Басов возглавлял компанию в течение пяти лет. Можете уточнить причины его ухода, чтобы развеять любые слухи по этому поводу?

Дмитрий Басов был и остается внутри группы компаний. Он всего лишь переходит в другой проект.

— В конце прошлого года компанию также покинул ее CIO Павел Березин, ушедший в Эльдорадо. С чем связаны кадровые перестановки в MOYO.ua?

Это не было кадровыми перестановками. Павел принял решение двигаться дальше. Это абсолютно естественный ход событий — человек нашел новое место и перешел туда. Павел — отличный специалист, в 2016 году году он получил премию лучшего CIO. Нам было жалко с ним расставаться, но таким было его решение. При этом мы воспользовались возможностью усилить команду. В минувшем году к нам пришло много новых опытных людей, но без потерь тоже не обходится. Меняется рынок, меняется наша компания, поэтому без кадровых перестановок не обойтись.

— Расскажите о вашем предыдущем опыте работы и успехах.

— До прихода в MOYO.ua я работал в Lamoda. Первым моим проектом в компании был «стартап внутри стартапа» — мы строили аутсорс-услуги для брендов на рынке СНГ по аналогу YOOX. То есть любой одежный бренд, желающий открыть интернет-магазин, мог воспользоваться логистической цепочкой Lamoda (call-центр, fullfilment, доставка до клиента). Далее спектр услуг был расширен до разработки сайтов и услуг online-маркетинга. По своей сути, это был “интернет-магазин под ключ” с лучшей экспертизой на рынке. Нам удалось привлечь несколько крупных международных брендов. Из последних успехов проекта — полное обеспечение работы интернет-магазина FIFA World Cup 2018.

Далее переключился на открытие нового рынка для компании — запуска Lamoda в Республике Беларусь. За достаточно короткое время нам удалось стать игроком №2 на рынке.

И это несмотря на то, что конкуренты уже несколько лет присутствовали на рынке. Нам удалось обеспечить 80% клиентов собственной доставкой (на следующий день после заказа), а также открыть сеть пунктов выдач, что существенно улучшило сервисное предложение для покупателей. Кроме того, был запущен маркетплейс для местных дизайнеров, производителей, а также локальных представительств мировых брендов.

— Какие ключевые задачи поставлены перед вами на посту СЕО сети MOYO.ua? На каких направлениях работы сконцентрируетесь и как намерены достигать поставленных целей?

— У меня несколько ключевых задач:

  • разработка стратегии компании на следующие 5 лет;
  • улучшение финансовых показателей компании;
  • более четкое позиционирование MOYO.ua;
  • получение большей роли на рынке потребительской электроники в течение 5 лет.

… и многое другое.

— Ранее в MOYO.ua говорили, что главным вектором развития компании на 2017 год будет разработка нового формата. Что имеется в виду?

— Эта работа не закончена и потребует еще некоторого времени. Поэтому разработка нового формата является вектором и на 2018 год. Кроме того, в этом году у нас запланированы инвестиции в улучшение сервиса (Customer Experience) и IT-инфраструктуру. Также на повестке дня апгрейд логистической цепочки. Еще одна важная цель на 2018 год — улучшение механики работы с нашей лояльной базой клиентов.

— Планируете ли другие кадровые изменения в компании для реализации поставленных целей?

— На данный момент мы достаточно усилили команду. Поэтому дальнейшие кадровые изменения будут зависеть от стратегии компании на ближайшие годы. Сейчас наша задача сплотить существующую команду, провести так называемый Team building.

— Какие инновации применяете в менеджменте?

— Первое и ключевое — построение работы по принципу SMART (specific, measurable, attainable, relevant, time-bound), а также настройка внутренних процессов и команд вокруг customer journey. Еще на повестке дня настройка работы по принципу Agile и доступность запущенной на днях программы развития сотрудников PDP (Professional Development Pathway) для каждого члена нашей команды. И мы активно привлекаем молодые таланты, например на данный момент начали сотрудничество с международной молодежной организацией AIESEC и стремимся к развитию активной совместной деятельности с университетами.

— Расскажите о результатах работы сети в 2017 году.

— Он оказался весьма успешным для компании. У нас незначительно снизился трафик в магазинах, но это связано с тем, что несколько самых посещаемых магазинов закрывались на «апгрейд». По всем остальным показателям у нас существенный рост: оборот в сети вырос на 28%, а средний чек — на 18%. В онлайне показатели еще лучше: средний чек прибавил 27%, трафик на сайте возрос на 45%.

Особый повод для гордости — «Черная пятница-2017». Мы провели отличную распродажу.

Если сравнивать показатели с обычным днем, то число заказов в магазинах и онлайне увеличилось на 400% по сравнению средней дневной нормой.

— Сколько сейчас магазинов в сети? Вы намерены развивать сеть количественно или сконцентрироваться на уже открытых магазинах?

Сейчас работают 45 магазинов. Сеть однозначно будет развиваться. После того, как мы определимся с дальнейшим вектором развития компании, мы разработаем новый формат магазинов и продолжим открытие розничных точек.

— Не планируются ли ребрендинги или иные изменения в сети?

Это будет зависеть от нового формата и позиционирования. Сейчас об это говорить преждевременно, но в любом случае изменения будут, вопрос лишь в их масштабах.

— Какая динамика онлайн-продаж? Какую долю товара MOYO.ua реализовывает через интернет?

Мы растем значительно быстрее, чем украинский рынок e-commerce в целом. Существенно повысился и процент заказов. Доля онлайн-продаж у MOYO.ua существенно выше, чем в большинстве других сетей, в том числе иностранных.

— В Украине уже не первый год говорят о проблеме «серого» импорта. Есть ли хоть какие-то положительные сдвиги в этом вопросе? Что необходимо сделать, чтобы решить эту проблему на корню, если это конечно возможно?

— Разговоров ведется много, причем последние годы в публичной плоскости весьма активны как раз «адепты» уклонений от уплаты налогов. Сейчас на украинском рынке присутствует «белый», «серый» и «черный» импорт. А также микс всех этих типов в исполнении одних и тех же структур.

MOYO.ua работает исключительно с «белым» импортом — товаром, ввезенным в соответствии с законами и нормами, действующими в стране. Тогда как немалая часть рынка — «черный» импорт (товары ввозятся без уплаты НДС, пошлин, акцизов и сертификации), и «серый» (товар, задекларированный с нарушениями).

Положительных сдвигов за последние два года практически нет. Поскольку спрос и продажи растут, то, соответственно, увеличиваются и объемы «серо-черного» импорта.

К положительным аспектам можно отнести лишь тот факт, что произошла поляризация и практически полностью обозначились компании/структуры, торгующие «серым» и «черным» товаром. Распознать их не сложно. Достаточно проанализировать совокупные расходы на рекламу, а также декларируемый оборот и размер уплаченных налогов, пошлин и сборов, включая ЕСВ. Можно произвести контрольную закупку и обнаружить, насколько продукт соответствует действующим нормам (локализация, гарантийные обязательства и т. д.). Еще один яркий маркер для бизнеса — предоставление фискального чека при совершении покупки.

К сожалению, пока «по-белому» работает единичные компании. Выходом из ситуации могла бы стать отмена ряда пошлин и акцизов, признание европейской сертификации отменой локальной, либерализация НДС и пересмотр налога на прибыль.

— Можно ли сказать, что рынок уже достиг докризисного уровня?

— Да, мы видим восстановление потребительского спроса. Кроме того, по рыночным оценкам еще существует отложенный спрос. 2018 год покажет, насколько рынок восстановился, но положительная динамика видна, что не может не радовать.

Читайте также —

Дмитро Покотило, F.ua: Ми продовжимо будувати маркетплейс після автоматизації процесів


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка