
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Ритейл – одна из самых чувствительных сфер бизнеса. Любые события на рынке, политической арене или демографические колебания мгновенно влияют на розничную торговлю. Поэтому владелец сети должен быть гибким и уметь быстро адаптироваться и принимать взвешенные управленческие решения.
Реалии сегодняшнего дня, с которыми сталкиваются ритейлеры, существенно усложняют все бизнес-процессы:
В такой ситуации каждому владельцу сети просто необходима «суперсила». Ведь каждая ошибка в управлении – это ущерб, который сегодня просто недопустим.
Украинская продуктовая ІТ-компания Datawiz вместе с ритейл-экспертами внедряет ІТ-решения, помогающие ритейлерам анализировать успешность бизнеса и автоматизировать бизнес-процессы.
Сегодня ритейлеру недостаточно оценивать фактические финансовые показатели. Все большее значение приобретает предиктивная (прогнозная) аналитика. Точное прогнозирование спроса и продаж позволяет понимать, что следует ожидать в будущем и своевременно подготовиться:
Предиктивные данные позволяют моделировать весь путь товара: от закупки и пребывания в дороге до выкладки на полках и попадания в корзины покупателей.
Процессы в ритейле генерируют огромный объем данных (Big Data), для сбора и обработки которых необходимы большие усилия и много времени. Большинство аналитических систем, использующих традиционные алгоритмы, не справляются с такой задачей. Кроме того, они не в состоянии выявить все закономерности покупательского поведения клиентов и точно спрогнозировать его.
Такие задачи возлагаются на «плечи» искусственного интеллекта (artificial intelligence). Его алгоритмы не только быстро собирают и анализируют данные, но и среди большого количества решений предлагают оптимальный вариант.
В качестве аргументов применения АІ-алгоритмов рассмотрим несколько преимуществ:
Поэтому, доверяя алгоритмам нового поколения (АІ), ритейлеры могут получить новые и высокоточные данные. И это уже не является чем-то необычным. Это требование времени, которое разделяет игроков рынка на тех, кто в игре и вне игры.
Несколько беспристрастной статистики. Согласно отчету Research and Markets, ожидается, что базирующийся на АІ-подходах мировой рынок аналитики ритейла вырастет на 18% к 2025 году и будет оценен более чем в $9,5 млрд. А по данным Gartner, в начале 2022 года у 90% компаний в бизнес-стратегиях информация была названа критическим активом предприятия, а аналитика – важнейшей компетенцией.
Рассмотрим несколько кейсов, где трудно обойтись без «всевидящего» искусственного интеллекта.
Ценообразование – кропотливое и рисковое дело для каждого владельца сети. «Как не занизить или не завысить цену?» — вопросы, сопровождающие ритейлера каждый день. И здесь за помощью лучше обратиться к искусственному интеллекту. Он с легкостью спрогнозирует поведение клиентов при всех возможных вариантах продажной цены и найдет оптимальный вариант, что обеспечит высокую прибыль сети.
Сегодня AI-системы для ценообразования используют Walmart, eBay и Amazon.
Как это работает? Система рассчитывает, как клиенты будут заинтересованы приобрести данный продукт по той либо другой цене. Для этого АІ изучает поведение клиентов в прошлом, оценивает информацию о ценах конкурентов по данным интернет-площадок, существующему спросу на товар, сведения о предстоящих праздниках, местоположении магазина и т.д.
А дальше определяет величину прогнозируемой прибыли в каждой ситуации и предлагает оптимальную цену.
Оптимальный ассортимент – тот перечень товаров, который покрывает потребности покупателей, приносит сети желаемый размер доходов, достаточно быстро продается и не замораживает средства в излишках.
Для того чтобы его сформировать необходимо учитывать немало моментов:
Понятно, что вручную учесть все эти факторы практически невозможно или нужно потратить немало времени для этого. Поэтому и здесь следует предпочесть решения на основе АІ, способные сделать процесс прогнозирования наиболее точным.
Как это работает? Алгоритм АІ использует кластеризацию магазинов сети и подробно изучает имеющийся ассортимент в каждом кластере, его показатели продаж и тенденции изменений. Параллельно учитывает все доступные внешние данные, влияющие на спрос покупателей в исследуемом регионе. Это позволяет обнаруживать те товарные позиции, которые следует ввести в ассортимент магазина определенного кластера, поскольку они 100% заинтересуют покупателей и принесут дополнительные доходы.
Очевидно, что динамические изменения рынка требуют новейших подходов в управлении ритейлом. И лучшее решение – интеграция АІ-технологий в аналитические процессы сети. Эти высокоточные инструменты позволят в считанные минуты систематизировать огромный массив данных, оценить их в реальном времени, спрогнозировать без погрешностей и просчетов. И уже не нужно содержать многочисленный аналитический отдел, ожидать отчетов, только фиксирующих исторические данные без точных прогнозных показателей.
АІ – будущее прогрессивного бизнеса. Он обеспечивает рост денежных характеристик до уровня, которого достичь в рамках обычного масштабирования нереально. Это «маст хэв» для каждого ритейла, если цель не выживать, а быть лидером и эффективно противостоять вызовам настоящего.