Будущее сегодня: искусственный интеллект для автоматизации процессов в ритейле

Будущее сегодня: искусственный интеллект для автоматизации процессов в ритейле

20.11.2019 08:00
  146
Іван Зайцев

Специалисты IT-компании Outforz о том, как применение современных технологий может упростить и ускорить работу розничных сетей, повысить точность и качество формирование ассортимента и помочь следить за наполнением полок в торговых залах в режиме онлайн.

Читайте українською

Прошли времена, когда развитие розничной торговли происходило с использованием простых, традиционных приемов. Темп развития общества ускоряется и это не могло не повлиять на одну из сфер жизни – розничную торговлю. Старые принципы функционирования торговых точек уже не позволяют достойно конкурировать на рынке. Тяжело «вручную» проследить наличие товара на полке, соответствие ценников, сроков реализации и просто поддерживать общий порядок. Результатом становится недовольство покупателей и снижение продаж.

Кроме того, по-прежнему много зависит и от добросовестности мерчандайзеров – иногда им лень обходить все торговые точки, или сказывается просто плохая погода, дождь, большие пробки на дорогах. Уверены, многим знакома эта ситуация.

Украинская команда разработчиков Outforz задалась вопросом, почему бы не научить нейронную сеть распознавать объекты на торговых полках и получать готовые отчеты практически в режиме реального времени. Так и появился программный продукт PICSELL, который помогает справиться с самыми сложными задачами в торговых точках. С умным подходом к распознаванию изображений теперь появилась возможность измерить все ключевые показатели эффективности с помощью всего лишь одной фотографии полки.

Было разработано специальное мобильное приложение для ритейла, которое компании используют для автоматизации проверки выполнения стандартов мерчандайзинга. Основа продукта — нейронная сеть, которая обучена распознавать товары на торговой полке. Для проверки стандартов мерчандайзинга достаточно сделать фотографию торгового стеллажа с продукцией. Далее фотография отправляется в систему PICSELL и формируется отчет с результатами распознавания: количество товара на полке, процент заполненности полки, пустые промежутки между упаковками (out-of-stock), порядок расположения товара, отчет о детекции стоимости товара. Автоматизация подобных рутинных операций в два раза снижает затраты времени персонала, повышает точность и скорость обмена данными.

Продукт решает задачи производителей FMCG продукции, дистрибьюторов, а также ритейлеров, позволяя им экономить время и повышать производительность благодаря технологии, которая оперативно преобразует изображения, сделанные в магазине, в полезные коммерческие и маркетинговые данные.

Помимо базового функционала мы также предлагаем клиенту такую опцию, как мониторинг наличия POS-материалов, а также их своевременной замены в торговых залах. На данный момент реализация программного продукта возможна в двух форматах:

  1. Полевые команды (мерчандайзеры или тайные покупатели) делают фото на свои телефоны, после чего фотографии поступают к нам, и мы распознаем наличие на них POS-материалов и формируем отчет.
  2. В каждом магазине висят камеры, а это означает, что по запросу на них можно делать фотографии и в этом случае мониторинг проходит даже без участия человека. После того, как фотографии попадают к нам, мы распознаем POSM и отправляем результаты в отчете.

В первом и втором случае мы можем по каждому магазину давать процент соответствия обязательного списка POS-материалов с реальным наличием в магазине.

Как появилась идея стартапа и что послужило стимулом?

Мы искали решение по оптимизации затрат на содержание полевых команд. Сегментировали задачи и замеряли время каждого отдельного действия мерчандайзера в ритейле. Выяснили, что рутинные операции, такие как подсчет количества товаров на полке (доля полки), проверка правильности размещения товара (планограмма), проверка ценников и анализ продукции конкурентов, занимают более 70% времени сотрудника. Далее придумали гипотезу, что рутинные операции могут выполняться некой системой image recognition, а торговый персонал нужно обучить делать качественные фотографии. Протестировали на небольшом количестве товарных единиц — получили достаточно высокий процент точности распознавания, после чего расширили возможности системы до 500 товаров. С того времени постепенно набираем обороты в партнерстве с дистрибьюторами/производителями/ритейлерами.

Конкуренты

Конечно, на рынке присутствует и ряд конкурентов, таких как глобальные игроки на рынке распознавания товаров в ритейле Planorama и Traxretail. Мы не можем однозначно говорить об их успехе или провале. Кстати, одной из глобальных недавних новостей на этом рынке является покупка Traxretail-ом сервиса Planorama. У каждого из конкурентов были свои алгоритмы и патенты. Такое объединение однозначно повысит качество сервиса и расширит территориальное влияние Traxretail. Но этот кейс — про успешность Planorama. Мы изучили модель работы данных сервисов и поняли, что основной проблемой работы на украинском рынке будут сверхвысокие затраты на обучение нейронной сети распознавать локальные бренды. После чего решили объединить машинные алгоритмы распознавания и crowd-платформу, которая позволит быстро и дешево создать основу для обучения нейронной сети (дата сеты) и снизили порог входа в проект. Сейчас мы единственные, кто предлагает подобное решение с минимальным порогом входа для клиентов ($2000-5000) при аналогичной с конкурентами точности обработки данных.

Если говорить о компаниях, у которых не получилось, то скорее всего в архитектуру и бизнес-модель была заложена 100% автоматизация, что равняется 100% точности распознавания. Но, к сожалению, — это ошибочное мнение. Даже в идеальных (лабораторных условиях) нейронная сеть ошибается, а значит, отчет будет содержать ошибку и не может быть использован как базис для принятия решения. Мы сразу закладывали в модель показатель 75-85% автоматизации — оставшийся объем распознается на crowd-платформе. Считаем, что в этом наше преимущество.

Команда Outforz не ограничивается в своей деятельности лишь украинским рынком. Речь идет и о развитии продукта в других странах. Работая с разными товарными категориями, мы осознали, что для продукта PICSELL нет территориальных и языковых границ – автоматическое распознавание товарных SKU может проводиться как на украинском и русском языках, так и на английском, арабском и т.д.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Читайте также –

Ритейл будущего: топ-5 технологий следующего десятилетия


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка