Ушли по-английски: кто из международных ритейлеров и почему ушел из Украины

Ушли по-английски: кто из международных ритейлеров и почему ушел из Украины

05.03.2019 08:15
  1019
Виктор Нагорский

Ежегодно в Украине появляются десятки новых зарубежных брендов. В прошлом году в страну вышел один из крупнейших ритейлеров одежды – H&M, в этом — ожидается IKEA. В то же время, многим брендам закрепиться на украинском рынке так и не удалось.

Читайте українською

Недавно стало известно о закрытии сети магазинов Monton в Украине. В компании Baltica Retail, развивавшей сеть в нашей стране, сообщили, что такое решение связано с неудовлетворительными показателями работы в Украине. Первый магазин Monton в стране был открыт в 2000 году, а на начало 2019-го украинская сеть ритейлера объединяла 16 торговых объектов. С начала марта прекратили работу последние из них. «Владелец сети принял решение о нецелесообразности продолжения бизнеса в нашей стране, что связано с невысокой покупательной способностью в Украине», — прокомментировал LIGA.net генеральный директор Baltica Retail Максим Чечелев.

Редакция RAU вспомнила, какие еще крупные международные бренды ушли из Украины и почему.

Здесь вам не рады

За последние пять лет чаще всего сворачивать бизнес в Украине приходилось российским сетям. Что не удивительно: аннексия Крыма, поддержка сепаратистов и прямое военное вторжение в Донбасс привели к отказу многих украинцев покупать товары в магазинах российских брендов. Также ухудшили их показатели экономическая нестабильность и девальвация национальной валюты. Все это вынудило россиян закрывать магазины в Украине.

Bosco Sport

Одним из первых российских ритейлеров, ушедших из Украины после Революции Достоинства, стал Bosco Sport. Сеть продавала дорогую спортивную одежду с украинской символикой, и даже была поставщиком олимпийских сборных нашей страны, но принадлежала российскому бизнесмену Михаилу Куснировичу. Спортивные магазины были расположены в крупных торговых центрах. Как утверждают собственники компании, они еще в 2013 году собирались уйти с рынка Украины из-за малой платежеспособности населения. Однако окончательное решение было принято в 2014-м. На то время в стране работало семь торговых объектов марки.

Kira Plastinina

Весной 2016 года прекратила деятельность в Украине компания КП Стиль, управлявшая сетью магазинов по продаже женской одежды, обуви и аксессуаров Kira Plastinina. Этот бренд был создан в 2006 году российским предпринимателем Сергеем Пластининым, сооснователем и бывшим председателем совета директоров компании Вимм-Билль-Данн, и назван в честь дочери. В компанию и ее продвижение Пластинин вложил около $35 млн. Ритейлер активно развивался и к 2014 году объединял 279 магазинов Kira Plastinina в семи странах, а также 56 бутиков Lublu в 16 странах. Однако вскоре компания отказалась от международной экспансии и начала оптимизацию сети. В 2016 году бренд объединял около 100 франчайзинговых магазинов, а уже в апреле 2017-го компания Пластинина была признана банкротом. Украинское подразделение было расформировано годом ранее. На тот момент в стране работало 18 магазинов бренда и еще 18 были открыты по франшизе.

Centro

Крупнейшая российская обувная сеть Centro также ушла из Украины в 2016 году. Украинское подразделение ритейлера – компания Трейдшуз — на пике развития управляла более чем 120-ю торговыми точками, а на начало 2016 года насчитывало около 100 магазинов. Как и в случае с Kira Plastinina, уход Centro в большей мере был связан с проблемами в материнской компании бренда. По данным Коммерсанта, на тот момент суммарные долги компании оценивались в $440 млн, а основатель бизнеса Сергей Ломакин бежал из России.

Kari

В 2017 году стало известно о закрытии в Украине магазинов Kari, собственником которой был основатель сети магазинов техники и электроники Эльдорадо Игорь Яковлев. На тот момент в Украине работало 26 магазинов в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и других крупных городах. По информации СМИ, представители Kari планировали продать сеть в Украине, но покупателей не нашли. Тогда участники рынка отмечали, что причиной закрытия магазинов могли стать высокие арендные ставки по договорам, заключавшимся в период активного развития сети, а также девальвация гривни, которая привела к росту цен на обувь.

Incity

Сеть магазинов Incity – проект компании «Модный континент», которая принадлежит семье российского бизнесмена Владимира Груздева. В свое время один из крупнейших fashion-ритейлеров России успешно развивался и в Украине. На пике развития украинская сеть Incity объединяла несколько десятков торговых точек в разных регионах страны. Однако, как и многие другие российские сети, Incity начала испытывать сложности с началом кризиса 2014 года. Многомилионные убытки вынудили компанию оптимизировать розничную сеть, в том числе и в Украине. В итоге торговые точки бренда прекратили работу в стране уже к концу 2017-го.

Sela

Впрочем, целый ряд российских ритейлеров ушел с украинского рынка еще до начала ухудшения отношений между странами. К примеру, популярная сеть магазинов одежды Sela российско-израильского бизнесмена Бориса Остроброда приняла решение о закрытии собственных магазинов в Украине еще в 2012 году. Тогда ритейлер объяснял такой шаг стремлением избежать конфликта интересов со своими партнерами. На момент принятия решения большая часть торговых точек Sela в стране управлялась франчайзинговыми партнерами. Впрочем, со временем и они прекратили свою работу. Хотя на пике развития бренд, вышедший на украинский рынок в 2003 году, объединял более 60 магазинов в стране.

Монарх

К концу 2013-го магазины в Украине закрыла и российская обувная сеть Монарх. В свое время компания, основанная в РФ в начале 90-х, была одним из крупнейших обувных ритейлеров Украины. К началу 2013 года Монарх объединял более 80 торговых объектов в стране, а также по франшизе представлял американский бренд обуви Steve Madden (5 магазинов). Изначально в компании намеревались закрыть лишь нерентабельные торговые точки. Однако позднее ее стратегия изменилась: от руководства сетью отказался миноритарный акционер Владислав Нечай, который передал управление российскому менеджменту. В итоге мажоритарий ритейлера – компания United Capital Partners – приняла решение свернуть бизнес в Украине.

Вестер

В 2009 году из Украины ушла российская сеть Вестер, не проработавшая в стране и двух лет. На то время компания управляла тремя гипермаркетами в Украине – в Симферополе, Хмельницком и Тернополе. Хотя изначально ритейлер заявлял о планах открыть в Украине 50 гипермаркетов и 24 супермаркета до 2011 года. Уход из страны в группе объяснили убыточностью магазинов. Бизнес компании в других странах просуществовал до 2017 года. После банкротства ритейлера его магазины прекратили работу.

Патэрсон

В 2008 году ушла из Украины и российская торговая сеть Патэрсон. Компания проработала в стране всего три года, и вместо запланированных изначально 30 магазинов открыла всего три. Как сообщал российский КоммерсантЪ со ссылкой на источник, близкий к компании, решение менеджмента Патэрсон было обусловлено сложной рыночной конъюнктурой и низкой маржинальностью бизнеса в Украине. Впрочем, уже в 2009 году основатели сети Патэрсон братья Алексей и Константин Мауергаузы продали и российский бизнес. Покупателем стал крупнейший игрок российского рынка продовольственного ритейла — Х5 Retail Group.

Х5 Retail Group

Который, к слову, также пытался закрепиться в Украине. Справедливости ради следует отметить, что бренд Перекресток продержался в стране дольше всех из российских продуктовых ритейлеров – почти 10 лет. Однако в 2014-м Х5 Retail Group все же сдался. А точнее – продал украинские магазины ритейлеру Varus. В компании сообщали, что данное решение было принято в соответствии с основной стратегией Х5 Retail Group — сосредоточении активов в пределах России.

Евросеть

Одним из первых крупных российских ритейлеров, покинувших украинский рынок в 2010-х, была сеть салонов мобильной связи Евросеть. Первые магазины в Украине она открыла в 2004 году, а к августу 2011-го, когда компания приняла решение о выходе с рынка, ее сеть объединяла около 170 торговых точек в стране. Тогда аналитики рынка утверждали, что уход Евросети был ожидаемым: после кризиса 2008 года компания существенно снизила свое развитие и шаг за шагом закрывала магазины. Часть из них перешла под управление другого ритейлера – сети Ringoo, входящей в Fozzy Group Владимира Костельмана.

Отход на Запад

Promod

Среди ушедших из Украины брендов за последние десять лет были и крупные западноевропейские марки. В частности, в 2018-м в стране закрылись магазины французского бренда Promod, которые в Украине по франшизе развивала компания ARGO. Она вывела торговую марку на рынок в 2000 году. Магазины Promod работали в ТРЦ Gulliver, Dream Town, Sky Mall, а также в Харькове и Одессе. Последний из них открылся в августе 2017 года в Lavina Mall. Однако уже на старте 2018-го, когда в Украине работало семь магазинов Promod, ARGO приняла решение отказаться от развития бренда. На месте торговых точек Promod компания открыла магазины другого бренда из своего портфеля – Orsay. Такое решение в ARGO объясняли тем, что в последние годы Promod был вынужден закрыть около 500 магазинов во всем мире, а в самой компании проходила реструктуризация. Все это негативно сказывалось на коллекциях и сроках поставки товаров, поэтому в ARGO решили сосредоточиться на более прибыльных и интересных украинскому рынку брендах.

ГК Лига

В 2015 году свернул розничный бизнес в стране fashion-ритейлер Лига, управлявший магазинами брендов Minelli, In Wear/Mati­nique, Naf Naf, Marela, Laurel и Claire’s. За год до этого Лига пыталась продать бизнес. На тот момент группа объединяла 17 собственных магазинов в Киеве и 21 франчайзинговый объект. Впрочем, найти покупателя на торговые точки компании не удалось. После прекращения работы ритейлера, в стране оставалось 14 франчайзинговых магазинов.

New Look

В 2014 году решение о выходе с украинского и российского рынков принял британский бренд одежды New Look. Компания пришла в Украину в 2010 году и в партнерстве с Delta Sport Ukraine планировала на условиях франчайзинга открыть 25 торговых точек в крупнейших городах страны до конца 2015 года. Однако реализовать эти планы бренду не удалось. На момент принятия решения об уходе из Украины сеть New Look в стране объединяла всего шесть торговых точек. Само решение было обусловлено политической нестабильностью.

Mexx

В том же 2014-м в Украине начали закрываться торговые точки голландского бренда Mexx. Впрочем, в данном случае причиной закрытия была не политико-экономическая ситуация в стране, а банкротство материнской компании. На момент объявления банкротства голландского производителя в Украине работали 12 торговых точек бренда. Вскоре все они были закрыты.

Maratex

В 2013-14 годах свернула бизнес в Украине польская Empik Media & Fashion Group (EM&F). Принадлежавшая ей компания Maratex развивала здесь сети fashion-магазинов OVS, Esprit и River Island. После существенного падения продаж ритейлер принял решение о закрытии торговых объектов OVS (три магазина), а также выставил на продажу сети Esprit (5 магазинов) и River Island (2). Как сообщал Апостроф, речь шла о перепродаже эксклюзивной франшизы и переуступке прав аренды магазинов. Впрочем, покупателя на активы найти так и не удалось. В итоге все торговые точки были закрыты.

Peacocks

За два года до этого из страны ушел и другой бренд одежды, который в Украине развивала компания Maratex – британский Peacocks. Он принял решение расторгнуть договор с Maratex, представлявшим сеть в Украине и России. К тому моменту сеть бренда объединяла девять магазинов в Украине и 42 — в РФ. Среди причин ухода называлась смена собственников Peacocks: новый инвестор — шотландская Edinburgh Woollen Mil — сосредоточился на развитии сети на родном рынке.

Praktiker

Не прижились в Украине и немецкие сети DIY-гипермаркетов. К примеру, ритейлер Praktiker заявил о продаже украинских торговых объектов в 2014 году. На тот момент сеть включала четыре магазина в Макеевке, Николаеве, Львове и Киеве. Первый магазин в стране компания открыла в 2007 году, изначально заявляя о планах расшириться до 20 торговых точек в стране. Однако планам не суждено было сбыться. Продажа магазинов стала следствием глобальной стратегии Praktiker по сворачиванию неэффективных бизнесов на международных рынках. Сообщалось, что покупателем выступила аудиторская компания Kreston Guarantee Group. К слову, приобретенные ею магазины долгое время продолжали работать под брендом Praktiker. Последний из них был закрыт в Киеве в 2017 году. А на его месте открылся гипермаркет другого международного DIY-ритейлера, представленного в Украине – Leroy Merlin.

OBI

В то же 2014-м из Украины ушел и другой немецкий ритейлер DIY-сегмента – OBI. Немецкий продавец строительных и хозяйственных товаров закрыл все три украинские торговые точки, которые работали в Харькове, Одессе и Мариуполе. Компания присутствовала в стране с 2008 года. При этом общая площадь гипермаркетов OBI превышала 30 000 кв. м.

О’Кей

В 2009 году продала торговые объекты и свернула бизнес в Украине и сеть гипермаркетов О’Кей, принадлежавшая эстонскому бизнесмену Хиллару Тедеру. Одноименный бренд гипермаркетов предприниматель ранее развивал в России, но также продал его в 2007 году. На момент закрытия украинских магазинов сеть объединяла четыре гипермаркета в Киеве, Кривом Роге, Запорожье и Харькове суммарной торговой площадью около 36 000 кв. м. Тогда среди причин провала ритейлера в Украине эксперты называли целый ряд факторов. Среди них выход на рынок на пике кризиса, ошибки с выбором локаций под магазины, а также управление бизнеса российскими топ-менеджерами, не знакомыми с особенностями украинского рынка.

Читайте также — 

Инфографика: 20 новых брендов, вышедших на украинский рынок в 2018 году


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка