Взлет, падение и крах: что происходит на аптечном рынке во время пандемии коронавируса

Взлет, падение и крах: что происходит на аптечном рынке во время пандемии коронавируса

05.11.2020 07:45
  260
rau

В начале карантина, в условиях неопределенности и общей паники, аптечный бизнес пережил настоящий бум. Однако за ним последовало беспрецедентное падение, продолжавшееся несколько месяцев.

Читайте українською

Об этом в колонке для портала НВ Бизнес рассказал операционный директор сервиса Tabletki.ua Дмитрий Наздрин. Редакция RAU публикует самые интересные тезисы материала.

Когда началась паника, произошел резкий скачок продаж. В середине марта он составлял 100-120%. Но этот ажиотажный спрос длился всего две недели, и очень быстро сошел на нет. Уже в апреле аптеки опустели, началось существенное падение рынка — до 20%. В мае и июне падение доходило до 30%.

Карантин «подшутил» над аптеками. Люди скупили кучу лекарств и какое-то время обходили аптеки стороной. И болели на карантине меньше. При этом больницы не работали на полную мощность, плановые операции выполняли не в полном объеме, из-за чего необходимых для этих операций медикаментов не закупали.

Сказалось также падение платежеспособности: люди покупали только самое необходимое, отдавали предпочтение дорогим оригинальным препаратам вместо дешевых дженериков. Плюс — законодательные ограничения, введенные на время карантина на ряд препаратов, не позволяли аптекам зарабатывать на наиболее «ходовых» медикаментах. Это было трудное время на аптечном рынке.

В Украине прекратилось масштабирование крупных сетей. В начале карантина доходность резко упала, и сети не имели свободных средств. Многие из них закрывали наименее прибыльные точки, чтобы высвободить товарные остатки и перебросить их в другие аптеки.

Мелкие сети и отдельные аптеки оказались буквально на грани выживания. Им было сложнее бороться с падением спроса: они не могли закрыть часть точек, не могли взять кредиты. В провинции многие аптеки вообще распустили сотрудников и закрылись «на карантин».

Летом рынок начал постепенно оживать, в августе объемы продаж в денежном выражении вернулись к прошлогоднему уровню. В сентябре рост ускорился: на фоне резкого скачка случаев заболевания COVID-19, сезонного ухудшения ситуации с ОРВИ и хроническими недугами, лекарственных средств стали покупать ощутимо больше.

Рынок стремительно меняется, меняются потребности людей. Новые поколения буквально живут в смартфоне и давно делают большинство покупок в интернете, а на аптечном рынке доля онлайн-продаж — всего 10%. Это огромный пробел — и огромный потенциал для развития. Аптекам пора активно заходить в интернет: подключаться к прайс-агрегаторам, развивать собственные сайты и генерировать с их помощью поток новых клиентов.

Автор: Дмитрий Наздрин, операционный директор сервиса Tabletki.ua

Источник: НВ Бизнес

Читайте также — 

Дмитрий Шишацкий, Украинский аптечный холдинг: Бывает, клиент заказывает с доставкой одну маску или цитрамон


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка