Темный Varus: как выглядит и работает первый darkstore сети (фоторепортаж)

Темный Varus: как выглядит и работает первый darkstore сети (фоторепортаж)

24.08.2023 09:00
  328
Іван Зайцев

Почти 900 кв. м площади, 8000 SKU доступного ассортимента, «умные» полки и тележки, возможность одновременно комплектовать несколько заказов и доставка покупок в 20-минутные слоты – в чем особенность первого darkstore известной продуктовой сети.

Свой первый магазин без покупателей, то есть рассчитанный исключительно на выполнение онлайн-заказов, сеть Varus открыла в начале августа в Киеве. Он рассчитан на обслуживание правого берега столицы. Сейчас проект еще работает в тестовом режиме, происходит налаживание процессов формирования оптимального ассортимента. Корреспондент RAU побывал «за кулисами» darkstore Varus и подробно расспросил, как работает инновационное для сети направление. Экскурсию по объекту для журналиста провел Денис Кириченко, руководитель операционного управления сети Varus.

Онлайн-заказы Varus принимал и раньше, но формировались они в «опорных» магазинах, каждый из которых обслуживал определенную территорию. По такому принципу работает большинство продуктовых ритейлеров. Однако кроме очевидных преимуществ – не нужно тратить деньги на обустройство отдельных магазинов, можно эффективно распределить зоны охвата и сократить логистические затраты – этот путь имеет и недостатки. К примеру, очень трудно проконтролировать наличие конкретного товара в конкретном магазине. Может быть так, что на сайте какой-то SKU замечен как «есть в наличии», но по факту в супермаркете его уже нет: раскупили. Также из-за особенностей систем учета, возникали вопросы о сроке годности товара, его списании и т.д. Это иногда приводило к недоразумениям с клиентами и портило впечатление от сервиса и сети в целом.

Поэтому Varus решил создать отдельный магазин, ориентированный исключительно на интернет-торговлю. Это, в первую очередь, помогло справиться с проблемой наличия товара на полках: отдельная система учета позволяет в режиме реального времени отслеживать, сколько и каких продуктов купили, и мгновенно корректировать предложение на сайте. Во-вторых, благодаря отдельному магазину для интернет-клиентов стало гораздо проще выдерживать обещанные слоты доставки: сейчас клиенты могут быть уверены, что курьер доставит заказ именно в указанные 20 минут, так как пикеру не нужно будет тратить время на поиск или замену желаемого товара.

«Для нас идеальная для клиента корзина делится на два этапа. Первый – это все, что клиент увидел и заказал на складе, он должен увидеть в своем пакете, – рассказывает Денис Кириченко. – Второй этап: клиент должен обязательно увидеть на сайте тот товар, который он хочет приобрести или его аналог».

При формировании ассортимента darkstore команда сети тщательно считала, какие товары пользуются наибольшей популярностью при заказе через интернет. Благодаря собранной аналитике представленный в darkstore ассортимент позволяет покупателю сформировать заказ, максимально приближенный к привычной корзине в физическом магазине.

Но это не единственные преимущества darkstore по сравнению с интернет-заказом, который собирается в физическом магазине. «Здесь мы максимально автоматизировали систему управления складом, – делится Денис Кириченко. – Благодаря ей мы можем детально отслеживать движение товаров и знать, на каком этапе они находятся: заказанные из распределительного центра, в пути к нам, разгружаются, маркируются или уже доставлены на полку. Только когда какой-нибудь продукт уже размещен на полке, он становится доступным для заказа через сайт».

Полностью все операции фиксируются и заносятся в базу данных. Следующим техническим преимуществом является LED-индикация. Когда сотрудник берет товар со склада, чтобы выложить его на полку, система ему автоматически сообщает, в какой ряд, куда именно и сколько необходимо отвезти товар. А ячейка для этого товара подсвечивается индикацией. Это уменьшает влияние человеческого фактора и, кроме того, значительно ускоряет процесс выкладки товара.

Так же все происходит и на этапе сборки заказа. Обработав запрос от потребителя, программа формирует заказ и прокладывает оптимальный маршрут. Пикер видит на терминале, в каком ряду сколько какого товара необходимо положить в корзинку, а сама ячейка подсвечивается, что упрощает процесс поиска необходимого места.

Более того: чтобы ускорить процесс, на одной «умной» коляске собирается четыре корзины с товаром. Система прокладывает оптимальный маршрут, учитывая все корзины, а тележка с помощью LED-подсветки, показывает, в какую именно корзину сейчас нужно положить товар. Таким образом, идя по одному ряду с однотипным товаром упаковщик может быстро сформировать заказ, а подсветка и дополнительный контроль на терминале не дадут ему перепутать, какой товар куда положить.

«Раньше мы брали коляски на шесть корзин, но оказалось, что это не рационально: клиенты заказывают большие объемы, поэтому шесть корзин везти уже было физически тяжело. Остановились на четырех», – объясняет Денис.

Всего на объекте есть 5 тележек, то есть в пиковом режиме возможно одновременное формирование 20 корзин.

Когда поступает разноплановый заказ, куда входят, например, замороженные продукты, бытовая химия, овощи и фрукты, молочка и так далее, каждый вид товаров упаковывается отдельно, и до прибытия курьера хранится в соответствующем месте. Например, замороженные и молочные продукты – в специальных холодильниках и морозильниках, другие – на полках. Заказ ждет курьера с уже наклеенным стикером, который поможет идентифицировать адрес при выдаче заказа клиенту.

Кстати, в перспективе, когда darkstore выйдет на плановую мощность, предполагается использование тележек по зональному принципу. То есть один пикер обслуживает зону замороженных продуктов, другой – бытовой химии, третий – соки, воды, алкоголь и так далее. Таким образом, одному сотруднику при формировании заказа не нужно будет обходить всю территорию darkstore, а собрать те пакеты, которые относятся к его зоне ответственности и переместить на стеллаж для курьера.

Еще отличия darkstore Varus: наличие в ассортименте категории fresh (свежие овощи и фрукты) и мяса на вес. В подавляющем большинстве других интернет-магазинов предлагают исключительно фасованные продукты, но Varus пошел дальше и предложил клиентам овощи и мясо на вес.

Эти отделы обслуживают отдельные сотрудники: получив уведомления от системы на свой терминал, они взвешивают товар и размещают его в подсвеченных ячейках – пикеру остается только забрать уже взвешенную и упакованную продукцию.

В настоящее время ассортимент магазина насчитывает более 8000 SKU. «Он постоянно меняется. Во-первых, мы постоянно анализируем и актуализируем предложение. Во-вторых, всегда есть сезонные товары, особенно это касается категории fresh», – детализирует Денис. По его словам, нынешняя задача: оптимизировать ассортимент под потребности покупателей, чтобы максимально удовлетворить спрос и вместе с тем предотвратить накопление неходовых товаров.

Еще одна интересная деталь: в интернет-магазине Varus (соответственно, в darkstore тоже) действуют уникальные акции и предложения, отсутствующие в магазинах. То есть внимательный пользователь может получить дополнительные бонусы и плюшки, если тщательно изучит предложение в онлайне.

Курьеры забирают товар четыре раза в день: в 9-й, 12-й, 15-й и 18-й. Что интересно: маршрут прокладывает им отдельная система управления курьерским ресурсом e-commerce Varus. Получив подробную информацию об адресах, на которые нужно доставить товар, система рассчитывает оптимальный маршрут для каждого и распределяет заказы между курьерами. В настоящее время для darkstore работают три-четыре курьера, но при необходимости их количество будет увеличено.

Денис говорит, что в планах компании: в несколько раз перекрыть показатели онлайн-продаж через магазины с помощью darkstore. После завершения пилотного проекта, оптимизации процессов и ассортимента, ликвидации определенных проблем проект будут масштабировать: как на левый берег столицы, так и в другие крупные города присутствия Varus. «Но сначала убедимся в том, что модель рабочая и эффективная, преодолеем «детские болезни», и только потом пойдем дальше», – завершает экскурсию по «магазину без покупателей» Денис Кириченко.

Как работает darkstore Varus — видео


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  201
Все новости рынка