Главная > Полезный опыт > Международный опыт > Юрист OLX: Ответственность торговых площадок и продавцов – каких изменений ждать завтра
Юрист OLX: Ответственность торговых площадок и продавцов – каких изменений ждать завтра Юрист OLX: Ответственность торговых площадок и продавцов – каких изменений ждать завтра

Юрист OLX: Ответственность торговых площадок и продавцов – каких изменений ждать завтра

E-commerceМеждународный опытПолезный опыт
Как только все части соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом вступят в силу, в Украине заработают новые директивы об электронной коммерции. К чему следует... Юрист OLX: Ответственность торговых площадок и продавцов – каких изменений ждать завтра

Как только все части соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом вступят в силу, в Украине заработают новые директивы об электронной коммерции. К чему следует готовиться украинским маркетплейсам и их продавцам? OLX

Выдержки из выступления юриста OLX Андрея Бичука на E-Meeting #1, который состоялся в конце января в отеле ALFAVITO.

Законодательство и здравый смысл

В ХVIII веке английский юрист лорд Блэкстоун разработал концепцию права собственности на земельные участки. Она заключается в том, что собственник земельного участка имеет право на сам земельный участок и неограниченное пространство под ней и над ней. Концепция существовала, пока не началось активное самолетостроения. Возник вопрос – как быть самолетам, которые пролетают над территорией, которая принадлежит тысячам владельцев земельных участков?

Лишь в 1945 году Верховный Суд США получил шансы решили эту проблему. Фермеры Соединенный Штатов подали в суд на авиакомпании, мотивируя свою жалобу тем, что их куры, когда слышат звук аэроплана, бегут за ним, через что ударяются в курятник и, тем самым, получают травмы. Тогда Верховный Суд США в лице Уильяма Дугласа сказал: «Эта концепция лорда Блекстоуна не имеет места в современном мире, потому что она не соответствует здравому смыслу».

Это история о том, что на самом деле законодательство и здравый смысл часто не коррелируются. В Украине каждую минуту заключаются договоры купли-продажи товаров онлайн и до недавнего времени они в основном были вне правового урегулирования. Принятый всего год назад «Закон об электронной коммерции», по моему мнению, несмотря на всю критику, внес определенную долю здравого смысла в наше законодательство, узаконив электронные сделки. «Закон об электронной коммерции» является именно тем правовым актом, который регулирует вопросы ответственности деятельности субъектов электронной коммерции. Но, к сожалению, он совершенно не уделил внимания теме интернет-посредников или маркетплейсов, как сейчас принято говорит.

Поэтому отношения маркетплейсов и продавцов, которые размещают свои товары на торговых площадках, до сих пор регулируются только гражданским законодательством и правилами использования этих ресурсов, которые, по сути, являются договором. То есть, с юридической точки зрения, правила пользования сервисом маркетплейса – это оферта, которую продавец принимает, регистрируясь на соответствующем портале. С этого момента вы является сторонами договора.

Когда еще не было Facebook

Ежемесячно на OLX поступает от 30 до 60 заявок, что кто-то продает контрафактные товары. В этой ситуации, как онлайн-площадка, мы регулируемся «принципом исчерпания прав»: владелец сервиса не может запрещать другим лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак, если товар правомерно введен в гражданский оборот. То есть, если я купил автомобиль Toyota Camry у официального дилера, то я имею право дальше его продавать, предлагать его к продаже, обозначать «я продаю автомобиль Toyota», и владелец марки не имеет права мне этого запрещать.

«Принципом исчерпания прав» пользуются также тогда, когда продают товары в Украине от оптовых продавцов или сами будучи оптовыми продавцами. Но он до сих пор на 100% не урегулирован, потому что даже суды в Украине не могут дать ответа, как же у нас действует этот принцип. «Международный принцип исчерпания прав» позволяет товар, который был правомерно выдан в гражданский оборот, продавать независимо от границ. «Национальный» говорит наоборот: исчерпание прав начинается за пределами юрисдикции производителя. И если «серый дилер» ввозит автомобиль из Германии, он этого делать не имеет права.

В Европейском Союзе принцип ответственности посредника построен на нескольких основных моментах. Поставщик освобождается от ответственности, если он не знает о незаконной деятельности на его ресурсе или после того, как получив информацию о ней, он прибегает к быстрым действиям по устранению неправомерных действий.

Допустим, на OLX продается контрафакт и мы об этом не знаем. К нам обращается правообладатель и мы, сверив документы и зафиксировав факт, прибегаем к действиям, чтобы эти нарушения пресечь. В таком случае OLX ответственности не несет – несет только то лицо, которое этот товар продает на нашем сервисе. При этом правообладатель личные данные продавца в любом случае не получает. Если он хочет получить эти данные, то для этого есть предусмотренный законодательством порядок – он может обращаться в суд и просить решение о предоставлении этих данных.

В Европейском Союзе сфера электронной коммерции регулируется «Директивой об электронной коммерции», утвержденной в 2000-м году. В 2000-м году еще не было Facebook или iPhone, Леонид Кучма был президентом Украины, а музыкальная группа Виагра выступал в своем первом составе, а европейцы уже регулировали рынок электронной коммерции.

Все будет директива…

В «Директиве об электронной коммерции» четко урегулирована деятельность посредников. Все они разделены на группы и несут разную степень ответственности. И именно эти принципы прописаны в соглашении об Ассоциации между Украиной и ЕС, которые начнут регулировать электронную коммерцию в нашей стране. Когда последние три страны ратифицируют его, а это обязательно произойдет, и соглашение об Ассоциации наконец вступит в силу, то будет только полтора года на имплементацию этих норм.

Ознакомиться с ними можно на страницах 245 -248 «Соглашения об Ассоциации», которая копирует страницы 12-15 «Директивы об электронной коммерции». Хорошо это или плохо, станет уже вопросом каждого индивидуально. Например, в ЕС отсутствует обязанность для посредника отслеживать действия, которые происходят на его сайте. Показательным является дело l’Oreal против Ebay, когда правообладатель обвинил маркетплейс в распространении контрафактной продукции. Конечно, Ebay пояснил, что не имеет возможности это контролировать, ведь не он продает, а продавец. Это и логично, ведь Ebay дает возможность продавцу свой товар выставлять. Это как представлять претензии владельцу забора за то, что кто-то на нем что-то написал. Эта перепалка продолжалась долгое время и Европейский Суд Справедливости ее развязал. При этом так, что l’Oreal считает, что они выиграли, а Ebay, что они.

В результате судебных тяжб, пришли к тому, что, если Ebay не имеет возможности контролировать весь поток информации на своем сервисе, он освобождается от ответственности, но он должен реагировать на жалобы правообладателей, удаляя объявления. L’oreal считает, что выиграл он, ведь по решению Национального Суда можно обращаться за правовой охраной и Ebay будет обязан их пожелания выполнить.

Относительно взаимодействия и ответственности между правообладателями, продавцами и маркетплейсом, также показательным является пример Alibaba. Джек Ма в одном из своих многочисленных интервью сказал: «Я лучше потеряю деньги или какие-то возможности, выходя на глобальный рынок, но я не лишусь своей репутации». Он имел в виду то, что Alibaba не продает своего пользователя, который, может даже, в 80% процентах продает контрафакт, реплики и прочее. Когда Alibaba выходили в Европу, они заключили много соглашений с Ассоциацией правообладателей и много чего пообещали. Потратили миллионы долларов на создание специального департамента, который бы отслеживал, кто продает контрафактные товары. Целый этаж в Alibaba занимает департамент безопасности, при котором круглосуточно находится три представителя китайской полиции и они активно делают вид, что борются с контрафактом. Но здесь заложен замечательный принцип – если бизнес-модель Alibaba предполагает закрытие глаз на контрафакт, то никакие требования или иски в суд правообладателей не заставят их отказаться от этой модели или продать своего пользователя на откуп крупным правообладателям.

Вопросы ответственности в Украине являются острыми и в ближайшее время станут еще острее. Поэтому я рекомендую читать условия пользования сервисами. Так вы будете знать, например, от каких гарантий отказывается владелец сервиса, а какие на себя берет. Новые принципы, которые впоследствии станут в Украине законом, многое расставят на свои места.

Про автора

Николай Маранчак Журналист/SMM Ассоциации ритейлеров Украины

Все статьи от автора
Сделано с Разработал AlexCSS