Главная > Мероприятия > Government Relations > Как заработать на Укрзализныци и Укрпочте. Рекомендации советника министра инфраструктуры
Как заработать на Укрзализныци и Укрпочте. Рекомендации советника министра инфраструктуры Как заработать на Укрзализныци и Укрпочте. Рекомендации советника министра инфраструктуры

Как заработать на Укрзализныци и Укрпочте. Рекомендации советника министра инфраструктуры

25.04.2016 Иван Зайцев 0
Советник министра инфраструктуры Андрей Мотовиловец о том, как участвовать и побеждать в тендерах Укрзализныци, Укрпочты и других госпредприятий Мининфраструктуры. Министерство инфраструктуры – один из... Как заработать на Укрзализныци и Укрпочте. Рекомендации советника министра инфраструктуры

Советник министра инфраструктуры Андрей Мотовиловец о том, как участвовать и побеждать в тендерах Укрзализныци, Укрпочты и других госпредприятий Мининфраструктуры.

Министерство инфраструктуры – один из крупнейших заказчиков товаров и услуг. Ведомству подчиняются крупнейшие госкомпании – достаточно упомянуть Укрзализныцю, Укравтодор и Укрпочту. Ежегодно они закупают продукции на миллиарды гривень, что открывает частному бизнесу колоссальные возможности для сотрудничества с госмонополистами. При этом Мининфраструктуры уже более года проводит почти все закупки исключительно через систему ProZorro, то есть вероятность манипуляций и подтасовок результатов конкурса сведена к минимуму. На встрече представителей власти и бизнеса 19 апреля, организованной RAU, советник министра инфраструктуры Андрей Мотовиловец рассказал, в чем заинтересовано ведомство и как ритейл может участвовать в тендерах, проводимых министерством.

Для частного бизнеса сейчас открываются хорошие возможности зарабатывать на поставке товаров и услуг компаниям, подотчетным Министерству инфраструктуры. Назначены новые руководители Укрпочты и Укрзализныци – крупнейших государственных заказчиков, и одна из ключевых задач топ-менеджеров: повысить эффективность проведения тендеров. Для этого они, разумеется, будут привлекать новых исполнителей, расширять круг участников торгов. Такой случай не стоит упускать.

Сейчас в структуре нашего ведомства все заказчики поделены на три группы. Первая — бюджетные организации, в том числе само министерство, финансируемое через госказначейство. Сотрудничество с ними имеет ряд особенностей, поскольку они зависят от бюджетного финансирования. То есть, если Верховная Рада не утвердила государственный бюджет или урезала расходы, рассчитаться с исполнителем они не могут и платежи проходят с большим задержками.

Читайте также — Как победить в тендере на поставку продуктов в армию. Опыт Metro Cash&Carry Украина

Вторая группа – государственные предприятия. Мининфраструктуры подчиняется около 60 предприятий: от гигантов наподобие Ассоциации морских портов до локальных автодоров и ремонтных компаний. У них ситуация лучше, чем у бюджетных организаций – они располагают собственными средствами и могут рассчитываться с исполнителями без задержек. Единственное ограничение: обязательное наличие утвержденного финансового плана компании на год.

Третья категория – корпоратизированные предприятия. Именно они потенциально – крупнейшие заказчики товаров и услуг у ритейлеров. Это полностью свободные в своей деятельности компании, практически не зависящие в своей деятельности от государства. Сейчас к ним относятся Нафтогаз, Укргазвыдобування и Укрзализныця. В процессе – Укрпочта. Руководство этих предприятий независимы, и их единственная задача: наладить процессы в компаниях и сделать их эффективными бизнес-юнитами. В том числе, снизив расходы и повысив качество при закупке товаров и услуг у частных компаний.

Корпоратизированные предприятия — потенциально крупнейшие заказчики товаров и услуг у ритейлеров

Среди особенностей работы с подчиненными министерству компаниями могу отметить достаточно высокий уровень бюрократии. К госпредприятиям приковано пристальное внимание общества, властей и контролирующих органов: у всех на слуху колоссальные суммы, уходившие из бюджета через госзакупки во времена президентства Виктора Януковича. Стоит задача ликвидировать эти дыры, поэтому все контракты госпредприятий внимательно изучаются. Часто топ-менеджмент вызывается на допросы в прокуратуру и другие органы, на них проводятся информационные атаки со стороны недоброжелателей. Естественно, что в такой ситуации руководство компаний старается подстраховаться и собрать максимальное количество документов, подтверждающих правомочность их действий и законность проведения тендера.

Планы закупок по нашему министерству выложены в интернете, и каждый сможет ознакомиться: кто, когда и какие конкурсы будет проводить

Другие нюансы сотрудничества с госпредприятиями. Первое: уделяйте много внимания анализу. Это новый и большой рынок с громадным потенциалом, но есть и негативные факторы. Например, заказчик сознательно ставит нереальные условия или прописывает тендерную документацию под конкретного исполнителя. В таком случае лучше отказаться от участия в конкурсе: благодаря большому объему рынка вполне можно найти гораздо более перспективный вариант. Планы закупок по нашему министерству выложены в интернете, и каждый сможет ознакомиться: кто, когда и какие конкурсы будет проводить.

Читайте также — Макс Нефьодов: государство — крупнейший торговый партнер для ритейла

Второе: тщательно готовьте документацию и активней выходите в онлайн. Времена, когда участники торгов привозили ящики с бумагами, должны остаться в прошлом. Гораздо проще отсканировать документы и представить их в электронном виде. Еще один нюанс: следите за сроком действия справок, разрешений, лицензий. Нередко в спешке предприниматели подавали просроченные документы, и, естественно, проигрывали конкурс.

Третье: в работе с заказчиком ориентируйтесь не на определенного человека, а на предприятие в целом. Если контакты налажены не с чиновником, а в целом с госкомпанией, значительно снижается вероятность потерять заказчика после изменений в руководящем ведомстве или топ-менеджмента предприятия. Личные связи должны уступить место профессиональному сотрудничеству.

Учитесь защищать свои интересы, законным путем взыскивать с заказчика задолженность и штрафные санкции

Следующее: не бойтесь судиться с госпредприятиями. Учитесь защищать свои интересы, законным путем взыскивать с заказчика задолженность и штрафные санкции. Правила одинаковые для всех, поэтому госкомпании должны своевременно погашать счета. Многие госзаказчики опасаются нарушать правила, когда с ними работают профессионально. То есть если появляется просрочка, не пытаются убедить директора погасить долг, а сразу предупреждают о подготовке искового заявления.

И, наконец, для большей эффективности стоит активней объединяться в профильные ассоциации – такие как Ассоциация ритейлеров Украины. Вместе гораздо легче и эффективней защищать свои интересы, следить за соблюдением норм и правил, подготавливать документацию для проведения и участия в тендерах, находить новые возможности для развития.

Про автора

Иван Зайцев Editor-in-chief Ukrainian Retail Association

Все статьи от автора
Сделано с Разработал AlexCSS