Главная > Полезный опыт > Маркетинг > Потеря контакта: кто из украинских ритейлеров и сколько подписчиков потеряет после запрета сети
Потеря контакта: кто из украинских ритейлеров и сколько подписчиков потеряет после запрета сети Потеря контакта: кто из украинских ритейлеров и сколько подписчиков потеряет после запрета сети

Потеря контакта: кто из украинских ритейлеров и сколько подписчиков потеряет после запрета сети

E-commerceАналитикаМаркетинг
Сравнительный анализ страниц в социальных сетях украинского ритейла и торговых центров – кто потеряет аудиторию, а кто только выиграет. Согласно ежемесячному рейтингу самых популярных... Потеря контакта: кто из украинских ритейлеров и сколько подписчиков потеряет после запрета сети

Сравнительный анализ страниц в социальных сетях украинского ритейла и торговых центров – кто потеряет аудиторию, а кто только выиграет.

Согласно ежемесячному рейтингу самых популярных сайтов украинского сегмента интернета, составленном компанией TNS Ukraine, лидерство в апреле 2017 года сохраняет Google, а второе и третье место по охвату занимают Youtube и ВКонтакте, в то время как Facebook на 6-й позиции и Одноклассники на 9-й. Rau.ua разобралась, кто из украинских ритейлеров активно использовал самую популярную соцсеть и сколько подписчиков они потеряют после указа президента, подразумевающего блокировку российских сервисов и соцсетей.

Facebook-лидеры

Уже несколько месяцев среди украинских ритейлеров по количеству фолловеров в Facebook лидирует Watsons Україна. Огромным числом подписчиков он может похвастать и во Вконтакте. Всего у сети магазинов товаров для красоты и здоровья в российской социальной сети более 118 000 поклонников.

У JYSK Ukraine, находящейся на второй позиции со 150 000 подписчиками в Facebook, в социальной сети Вконтакте насчитывается едва ли 15 000 фолловеров. При этом страница магазинов товаров для дома была запущена в 2012 году и время от времени публикации на ней делаются. Но судя по всему, бренд просто не вкладывал в ее раскрутку.

Еще более интересная ситуация у Intertop. В Facebook у компании более 135 000 подписчиков, но в ВК официальных страниц бренд не заводил.

По ком звонит колокол

Самыми крупными пабликами в ВК обладают представители основных e-commerce игроков на рынке Украине. Прежде всего, это ROZETKA.UA с 824 000 участников и modnaKasta с 83 000 участников паблика. В случае с первым – это почти втрое больше, чем подписчиков в Facebook, со вторым – на треть. Обе компании будут вынуждены срочно адаптироваться к новым условиям, перераспределять маркетинговый бюджет на другие социальные сети и отвоевывать свою аудиторию в других social networks, чтобы наверстать.

Не менее активные действия развернутся и среди магазинов техники и электроники. Для сравнения, аудитория Цитрус в ВК – 162 000 человек против 54 000 в FB, аудитория COMFY – 134 000 во Вконтакте против 81 000 в Facebook, аудитория Фокстрот – 118 000 против 73 000 подписчиков. Отразиться это может лишь двумя способами на компаниях – убытками и полнейшим хаосом в отделах маркетинга, которые, возможно, в определенный момент сделали ставку не на ту соцсеть.

Чтобы четче осознать масштабы проблемы, стоит также взглянуть на страницы компании Алло. Если в Facebook official page Алло лишь недавно преодолела отметку в 100 000 подписчиков, то в ВК аудитория магазина цифровой техники и бытовой электроники составляет на май 2017 года около 700 000 участников. Разница в семь раз.

Пострадает SMM и других торговых сетей. Например, АТБ-маркет, у которого 410 000 участников во Вконтакте против 63 000 в Facebook. К чему это приведет, пожалуй, не скажут сейчас даже самые опытные маркетологи. Единственное, в чем можно быть уверенными – это то, что их ждет перераспределение и переориентация, а возможно и смена SMM-команд, которые оказались «заточены» не на ту сеть и могут быть не готовы к новым вызовам.

Море по колено

Конечно не всем есть дело до баталий вокруг ВК. Пока Google и Facebook по понятным причинам могут открывать шампанское, ведь их аудитория в Украине значительно возрастет, открыть бутылочку игристого могут и некоторые ритейлеры, для которых сообщество во Вконтакте было скорее дополнительной нагрузкой, чем ресурсом активного взаимодействия с подписчиками.

Среди таких компаний Будинок іграшок. У компании в сети Вконтакте всего 5 000 участников паблика и минимальная активность в виде лайков, которые можно посчитать на пальцах одной руки. Зато в Facebook компания обзавелась уже 65 000 подписчиков.

Из продуктовых сетей – это METRO Cash & Carry Ukraine. У немецких продуктовых торговых центров в Украине уже 33 000 поклонников в Facebook против 6000 во Вконтакте и те «мертвые души», так как активность на странице нулевая. Еще разумнее поступили в Сільпо — в компании вообще не заводили страниц в ВК.

В сегменте made in Ukraine также отключение Вконтакте не скажется, разве что аудитории прибавится в Facebook. У компании Всі.Свої еще в 2015 году прекратили развивать паблик в ВК – с 3 000 участников он так и замер, зато в Facebook компания уже преодолела отметку в 62 000 поклонников. В Names’UA просто проигнорировали Вконтакте и развивают страницы исключительно в Facebook, Instagram, Youtube и Pinterest, как впрочем и в U Dress, остановивших свой выбор лишь на Inst и FB. Тот случай, когда патриотизм победил прагматизм по всем инстанциям.

Из других украинских ритейлеров, которые могут не листать испуганно ленту новостей в поисках точной даты отключения Вконтакте – Eldorado.ua. В отличии от других крупных магазинов техники и электроники, «эльдорадовцы» вообще не заводили страничек в ВК.

Курс на тинейджеров

В целом, страницы в ВК мало у кого из торговых центров преобладают над страницами в FB. Исключение, пожалуй, как ни странно, львовский Forum Lviv – 42 000 участников во Вконтакте против 35 000 подписчиков в Facebook. Кто бы мог подумать, что из поклонников торговых центров самыми активными пользователями Вконтакте окажутся львовяне.

У ТРЦ Gulliver – 10 000 участника в ВК против 43 000 в FB, у Ocean Plaza – 36 000 участников в ВК против 67 000 в FB, у ТРЦ Victoria Gardens – 23 000 участников в ВК против 29 000 подписчиков в Facebook. В целом можно утверждать, что торговые центры ориентировались на Вконтакте, ведь в этой социальной сети, как известно, преобладает аудитория тинейджеров, которая является для них целевой, особенно в эпоху развития зон развлечений. И возможно именно ТРЦ пострадают чуть больше, чем многие ритейлеры, но это конечно же не правило. Например, в ВК совершенно не представлены ЦУМ Киев и аутлет-городок Мануфактура, а они, между прочим, на втором и третьем месте по количеству подписчиков в Facebook среди всех торговых центров Украины. Сыграла ли их прежняя маркетинговая стратегия в сложившейся ситуации им на руку? Бесспорно.

Не так, как прежде

Большинство ритейлеров все же оказались перед дилеммой. До этого многие из них развивали страницы Вконтакте и Facebook примерно поровну, как например LeBoutique с 32 000 участников в ВК против 47 000 фолловеров в Facebook и Епіцентр К с 24 000 участников в ВК против 48 000 подписчиков в Facebook. Как скажутся на их социальных медиа перемены, будет известно в ближайшим будущем. Возможно это позволит им стать новыми лидерами в социальной сети Марка Цукерберга, а может и нет. Понятно одно, что одним это будет легко, а для других – сопровождаться катастрофой. Adidas в Украине представлен официальной группой в ВК, в которой собралось более 49 000 человек. На Facebook бренд в Украине вообще не делал ставок – на появившейся лишь в апреле 2017 года страница adidas Ukraine получила пока лишь чуть более 100 подписчиков. Сотня против почти 50 000 – разница колоссальная.

Жесткие условия по переориентации ждет также мелкий ритейл. Официальной статистики о количестве частных предпринимателей в ВК, для которых эта социальная сеть является основным источником дохода, не существует. Но как принято считать, таких немало. Для них, если освоение Facebook покажется слишком сложным, доступны такие украинские сервисы как olx.ua и prom.ua, которые только выиграют от запрета. Тем более, что специальные площадки для предпринимателей как раз недавно были запущены, что  откроет массу новых возможностей тем, кто долгое время развивался только в соцсетях.

В выигрыше также окажутся украинские IT-стартапы. В 2014 году новичкам не удалось закрепиться со своим почтовым ящиком на украинском рынке из-за неготовности конкурировать с тем же mail.ru и Яндекс. Потому летний сезон откроет немало новых горизонтов украинскому бизнесу, особенно тем, кто быстрее других сориентируется, что же нужно дать засидевшимся последние 10 лет на российских сервисах. Приведет ли со временем это к позитивным переменам для украинского бизнеса? Вероятнее всего правильный ответ положительный, ведь время играть полностью на своем поле и поле международных лидеров, а не локальных монополистов.

Про автора

Николай Маранчак Журналист/SMM Ассоциации ритейлеров Украины

Все статьи от автора
Сделано с Разработал AlexCSS