Надежда экономики: малый бизнес Украины в цифрах и фактах

Надежда экономики: малый бизнес Украины в цифрах и фактах

14.07.2016 10:15
  623
Іван Зайцев

Малый бизнес страны жалуется на много проблем, пока что сокращает персонал и масштабы работы, но с оптимизмом смотрит в будущее.

Портал Liga.net на основе исследования USAID подготовила масштабную инфографику, посвященную месту и роли малого и среднего бизнеса в экономике страны. В развитых государствах малый бизнес является одной из опор экономической мощи государства. Пусть он и не генерирует многомиллиардные поступления в бюджет в расчете на одного работника, но выполняет две важнейшие функции. Во-первых, малых бизнес обеспечивает самозанятость людей, снимая с бюджета колоссальную нагрузку на их социальную защиту. В экономически развитых странах Европы в сегменте МСБ часто занято около 50% трудоспособного населения. Во-вторых, многочисленные малые фирмы и частные предприниматели в общей сложности формируют 30-50% доходов госбюджета, и приносят львиную долю поступлений в местные бюджеты.

Читайте также — Рынок e-commerce Украины растет быстрее всех в Европе

Украинские власти все годы независимости не уставали повторять, что малый бизнес должен стать локомотивом развития экономики. Уже четверть века продолжается обсуждение, что же еще государство может сделать для ускорения развития МСБ (как ни странно, но самый простой и доказано эффективный способ помощи – оставить в покое и не мешать – рассматривается кране редко). Успехи чиновников на этом направлении откровенно не впечатляют: удельный вес МСБ в ВВП страны остается низким.

Украинский малый бизнес, несмотря на все сложности, находит возможность работать и развиваться. И не теряет оптимизма. Исследование USAID рисует исчерпывающий портрет украинских предпринимателей. Наибольший процент МСБ работает в сфере услуг – 44% опрошенных предпринимателей заняты в этом сегменте. На торговле специализируется четверть малого бизнеса. Каждый пятый работает в промышленности или строительстве, а каждый десятый – в агросекторе.

При этом экспортируют товары и услуги совсем немного украинских представителей малого бизнеса – всего 12%. Три четверти МСБ сосредоточены на локальном или региональном рынке, чуть больше трети работают на всей территории Украины. Конечно, стоит отметить, что многие бизнесмены охватывают сразу несколько уровней: и локальный, и региональный, и всеукраинский, а то и параллельно поставляют товар за границу.

Чаще всего малый бизнес жалуется на высокие налоги, сложное администрирование налогов, непредсказуемое законодательство и регуляторное давление

Весьма характерен список проблем, на которые жалуется малый бизнес. Больше половины предпринимателей во главу списка поставили перманентный политический кризис, не дающий возможности спрогнозировать развития и построить даже среднесрочные бизнес-планы. Вторая наболевшая проблема также отчасти связана с затянувшимися экономическими и политическими потрясениями в стране – платежеспособный спрос катастрофически упал. Сюда же можно отнести и инфляцию, продолжающийся конфликт в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, аннексию Крыма и недоступность кредитов – все это последствия событий 2013-14 годов.

Другая глобальная группа проблем связана с несовершенством украинского законодательства и существующей фискальной модели. Чаще всего малый бизнес жалуется на высокие налоги, сложное администрирование налогов, непредсказуемое законодательство и регуляторное давление.

Читайте также — Топ-5 жалоб украинских предпринимателей

С первой группой трудностей в краткосрочной перспективе государство сделать ничего не может: нужна долгая и кропотливая работа по устранению этих последствий и реанимации экономики. А вот вторая группа, на которую малый бизнес обращает внимание, вполне в компетенции украинских чиновников. Снизить налоги, справиться с коррупцией, устранить административные барьеры, упростить администрирование и гарантировать стабильность законодательства: все это можно сделать уже в обозримом будущем. Но пока продолжаются бесконечные споры, МСБ продолжает не развиваться, а выживать. Впрочем, более половины предпринимателей – 53% — надеются на лучшее и планирует развитие своего бизнеса. Если государство не помешает.

11 12 13 14


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  90
Все новости рынка