Главная > Аналитика > Продукты в корзине: каким будет текущий год для розничной торговли
Продукты в корзине: каким будет текущий год для розничной торговли Продукты в корзине: каким будет текущий год для розничной торговли

Продукты в корзине: каким будет текущий год для розничной торговли

АналитикаЭкономика
Прогнозы экспертов – оптимистичны, но игроки рынка сохраняют осторожность. Компания GfK провела исследование рынка розничной торговли Европы, впервые включив в список изучаемых стран Украину.... Продукты в корзине: каким будет текущий год для розничной торговли

Прогнозы экспертов – оптимистичны, но игроки рынка сохраняют осторожность.

Компания GfK провела исследование рынка розничной торговли Европы, впервые включив в список изучаемых стран Украину. Как пишет Виталий Шкиль в материале для Forbes Украина, в исследовании анализировались покупательная способность населения, инфляционные процессы, доля розничных покупок в общей структуре расходов и продуктивность продаж. Главный вывод и прогноз на этот год – европейский рынок демонстрирует медленный, но неуклонный рост. Подтверждает ли Украина эту тенденцию? 

«Экономика ЕС выросла в 2015 году на 4,7%, а уровень безработицы упал в большинстве стран», – заявляет эксперт GfK Гарольд Доплбауер. По данным компании, улучшение экономических показателей отразилось и на покупательной способности европейцев. В номинальном значении показатель вырос на 3,7% и составил почти 16 000 евро. В эту сумму входят расходы на потребительские товары, сохраненные средства, арендные платежи и пенсионное страхование. В Украине же покупательная способность показала сокращение на 3% в гривне. Среди всех исследованных стран наш показатель оказался самым низким – 979 евро в год. А оборот всех торговых точек в 2015 году просел на 24,2%.

Благоприятная почва

В 2014 году падение потребительского спроса спровоцировали девальвация гривны, боевые действия на востоке и негативные ожидания населения и бизнеса. Такое объяснение рыночной ситуации приводит экономист Борис Кушнирук. Но сегодня, по мнению эксперта, у розничной торговли несколько предпосылок для роста.

Во-первых, негативные ожидания оттолкнулись от дна, и начали движение в обратную сторону. «Это приводит в действие отложенный спрос, за счет которого будет расти и розничный товарооборот», – говорит Кушнирук.

В этом году аграрии ожидают высокой урожайности, а удешевление удобрений и нефтепродуктов снижает себестоимость с/х продукции. Следствием станет излишний спрос, который будет давить сверху на цены

Борис Кушнирук, экономист

Во-вторых, сокращение ставки единого социального взноса до 22% позволило и бюджетным, и коммерческим компаниям повысить выплаты сотрудникам за счет высвободившихся средств зарплатного фонда. Согласно данным Государственной службы статистики, средняя зарплата украинцев в марте составила 4920 гривен, что почти на четверть выше, чем в марте 2015 года.

Третий фактор – стабилизация потребительской инфляции на уровне 5-6%. По словам Кушнирука, в этом году аграрии ожидают высокой урожайности, а удешевление удобрений и нефтепродуктов снижает себестоимость сельскохозяйственной продукции. «Следствием станет излишний спрос, который будет давить сверху на цены», – объясняет эксперт.

Розничный скепсис

Тем не менее, розничные торговцы такого оптимизма не разделяют. «Сегодняшняя задача – продолжать максимально адаптироваться под те реалии, которые мы имеем; бороться за то, чтобы остаться основным местом покупки», – констатирует маркетинговый директор сети Varus Катерина Огуряева.

За первый квартал 2016 года товарооборот сети Varus в гривне вырос на 15%, однако в фактическом выражении увеличения продаж не произошло, уточняет Огуряева. Поэтому прогноз сети на текущий год – сдержанный. «Мы рассчитываем на рост не за счет улучшения экономической ситуации, а за счет внутренних усилий компании», – поясняет менеджер.

В продуктовой рознице конкуренция за деньги покупателя усиливается не только между сетями, но и со стороны коммунальных платежей

Катерина Огуряева, маркетинговый директор сети Varus

Кризис внес изменения и в поведение покупателей. 70% из них помнят цены своей продуктовой корзины, а прежде чем совершать покупку брендового товара, изучают скидочные предложения. «Мы видим рост акционных позиций в товарообороте почти на треть», – подчеркивает Огуряева. В результате сети пытаются тщательно работать с ценовым диапазоном и доносить информацию о скидках по всем возможным каналам коммуникации.

Еще одна новая кризисная тенденция – расширение конкурентной среды за привычные рамки. Так, например, fashion-ритейлеры вынуждены конкурировать за клиента с кинотеатрами и другими видами развлечений. «В продуктовой рознице конкуренция за деньги покупателя усиливается не только между сетями, но и со стороны коммунальных платежей», – сетует Огуряева.

Новые места

Окончание прошлого года на рынке торговой недвижимости выдалось активным. По данным консалтинговой компании JLL, на четвертый квартал 2015-го пришлась почти половина всех прошлогодних дебютов розничной торговли. Так, в Киеве свои точки открыли бренды Maestrami, Stefanel, Galvanni и ряд других европейских магазинов.

В этом году ожидается увеличение торговых площадей. К концу года должны открыться несколько крупных ТРЦ в Киеве, среди которых Lavina Mall, ЦУМ и New Way. Согласно информации JLL, общая площадь всех новых объектов составит 181 000 кв. м, тогда как в прошлом году этот показатель не превысил 40 000 кв. м.

Но генеральный директор  девелоперской компании Arricano Михаил Меркулов не считает это реакцией на потребительский спрос. В первом квартале 2016 года Меркулову удалось заполнить все свободные площади своих ТРЦ, нарастить посещаемость и увеличить среднюю арендную ставку. «Но это не рост рынка, а следствие нашей маркетинговой стратегии и привлечения аудитории с высокой покупательной способностью», – объясняет топ-менеджер. По его мнению, ярких сигналов для улучшения рыночной конъюнктуры сейчас нет. «Я рассчитываю только на стабилизацию. При этом качественные игроки будут расти, а те, которые не смогут устоять, исчезнут», – резюмирует Меркулов.

Источник: forbes.net.ua/

Про автора

Виктор Нагорский Deputy Chief Editor Ukrainian Retail Association

Все статьи от автора
Сделано с Разработал AlexCSS