Какие «зеленые» технологии используются в украинской рознице?

Какие «зеленые» технологии используются в украинской рознице?

07.07.2014 01:31
  356
rau

Украинские ритейлеры охотно используют популярные «зеленые» технологии. Но лишь те из них, которые сулят уменьшение операционных затрат, — пишет «Инвестгазета».

В марте 2014 года в одном из спальных районов Киева открылся очередной супермаркет Billa, который ее собственники — немецкая REWE Group — позиционируют как первый в Украине «зеленый» супермаркет. Суть проекта состоит во внедрении энергосберегающих технологий: на крыше здания установили солнечные батареи, в торговых залах используются светодиодные лампы, фасад остеклен двухкамерными стеклопакетами, под бетонными плитами проложен дополнительный слой теплоизоляции. Для охлаждения товаров установлен безопасный для окружающей среды хладагент R410A и особым образом сконструированные двери холодильного оборудования. Все это призвано уменьшить энергопотребление магазина на 32%.

Впрочем, по словам аналитика компании GT Partners Ukraine Сергея Костромцова, энергосберегающие технологии используются украинскими ритейлерами. Но не так комплексно. Чаще всего это светодиодные лампы, тепловые насосы и теплоизоляция каркаса зданий. Большинство продуктовых сетей снабжены устройствами для рекуперации — технологии, которая позволяет восстанавливать тепло от холодильного оборудования для обогрева помещений.

Такие же решения применяют «Ритейл Груп», «Сильпо», «Фуршет», «АТБ», Varus, «Таврия – В» и Novus. По словам IT-директора «Ритейл Груп» Евгения Рябченко, «зеленые» технологии применяются главным образом для экономии средств. «Чем меньше мы расходуем электроэнергии, тем меньше мы за нее платим. Соответственно, тем меньше наши затраты на ведение бизнеса», — объясняет он.

Энергосберегающие технологии позволяют ритейлерам ежегодно экономить 15-30%. Но инвестиции на начальном этапе велики — оборудование для одного магазина обходится в 50-200 млн. грн. «Зеленый» супермаркет Billa обошелся REWE Group в 60 млн. грн. Окупаемость подобных проектов — 10-15 лет, говорит Сергей Костромцов.

В свете последних событий и повышения цены на газ вопрос энергоэффективности магазинов станет острее. Подстегнуть ритейлеров могли бы и госдотации. «По этой схеме уже давно работают европейские сети. Например, в Польше государство дотирует их, а сами сети оплачивают лишь 25-30% стоимости проекта», — говорит Костромцов.

Заместитель председателя национального технического комитета стандартизации «Охрана окружающей природной среды» Светлана Берзина отмечает, что объем инвестиций в развитие «зеленых» технологий крупными европейскими ритейлерами в 2013 году составил примерно 25% от общих инвестиций в развитие — это около 1,5 млрд. евро. В Украине на энергоэффективную модернизацию сети потратили едва ли треть этой суммы, даже учитывая стоимость «зеленого» проекта Billa.

Однако еще меньше было сделано в другом немаловажном аспекте «зеленого» подхода — экологическом. В торговых сетях Европы и Америке уже стала практикой установка специальных автоматов по сбору использованной тары, оборотность упаковки, раздельный сбор мусора, повторная переработка пластика и картона, стимулирование при помощи бонусов и скидок приобретения потребителями экоупаковки (изготовленная из вторсырья) и бумажных пакетов.

Например, Walmart не только сдает на переработку отходы из пластика, но и стимулирует бонусами делать это своих поставщиков. Или, например, не сотрудничает с теми производителями, которые используют некачественные удобрения. По похожему пути идут в Tesco, Whole Foods Market, Macy’s Inc. и др. Безусловно, все эти технологии обходятся в копеечку. К примеру, автомат по приему использованной тары стоит около $30 тыс. «Понимание важности экологии у европейцев выше, чем в Украине», — уверен Костромцов.

В Украине эко-инициативы часто больше похожи на PR-ход. Иногда доходит до абсурда. «Как торговая сеть сможет мотивировать покупателя пользоваться бумажным пакетом, если он стоит в три раза больше, чем предлагаемый тут же пластиковый пакет?» — возмущается Светлана Берзина.

Евгений Рябченко объясняет, что использование бумажных и экопакетов — удел в большей степени премиальной розницы. «Но у них выше маржинальность, поэтому они элементарно могут себе это позволить», — считает он. И добавляет, что дискаунтеры, как бы ни хотели быть более экологичными, не могут себе этого позволить из-за небольшой маржи. «Даже «экологичные» европейские ритейлеры, например, дискаунтеры Aldi и Lidl, Netto и Biedronka, не занимаются такими «зелеными» технологиями», — говорит Рябченко.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  76
Все новости рынка